Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Рынок в Нормандии», Теодор Руссо

 

«Рынок в Нормандии», Теодор Руссо ок. 1832 г. Дерево, масло. Размер: 29,5 X 38 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Судя по живописной манере и пейзажному мотиву, картина была написана

ок. 1832 г. Дерево, масло. Размер: 29,5 X 38 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Судя по живописной манере и пейзажному мотиву, картина была написана Руссо в начале 1830-х годов, когда он путешествовал по Северной Франции. Ему было, вероятно, около двадцати лет,— и эта юношеская свежесть и неомраченность восприятия придали пейзажу мягкое обаяние и лирическую теплоту.
Уже в это время молодой художник, со свойственной ему убежденностью, определился как живописец простого, обыденного пейзажа, как сторонник тщательной работы с натуры, а не сочинения в мастерской рассудочно скомпонованных «исторических» ландшафтов.
Скромная природа французской деревни была его любимой и единственной темой, городской пейзаж не интересовал Руссо. «Рынок в Нормандии» — такое исключение из правила, которое только подтверждает его верность. Во-первых, Руссо и здесь изображает не буржуазный город, шумный и суетливый, а уголок старинного провинциального городка, почти деревни, где течет замедленное, отрешенное существование, которого не изменяют десятилетия и даже века. Во-вторых, и этот особый, живущий как бы вне времени, городок Руссо пишет точно так же, как писал бы овериские скалы или барбизонские рощи: художник видит в нем прежде всего материальную сторону и передает ее с бесконечно любовным вниманием. Его кисти доступны самые гибкие оттенки: он может прекрасно написать легкие прозрачные тени и в них — мягкие приглушенные переходы красок. Но манера Руссо становится особенно выразительной и сильной, когда он изображает предметы, обладающие плотной, осязаемой фактурой.
Старый камень, из которого сложены стены домов, потемневшее дерево балок и опор, мелкая рябь слоев дранки на острых скатах крыш, каменистая неровная почва — все это для художника существует не как прозаическая обыденность, но как живая плоть неисчерпаемо многообразного мира. Она не менее значительна, чем те небольшие человеческие фигурки, которые стоят у рыночных столов или движутся между ними в спокойном замедленном темпе. Но как бы ни была важна для Руссо достоверность любой детали, какой бы острой ни была его реалистическая наблюдательность, отточенная неутомимой работой над этюдами, самым главным для него остается претворение пейзажа в поэтический образ.
Около 1856 года картина была куплена графом Н. А. Кушелевым-Безбородко. После смерти владельца картина, как и все произведения из собрания Кушелева-Безбородко, по завещанию была передана в Музей Академии художеств и вошла там в состав особой Кушелевской галереи, в галерейном каталоге 1868 года числилась под названием «Этюд с натуры» и датирована 1855 годом. Эта датировка представляется неверной, поскольку в 1850-е годы художник, за исключением кратких поездок в Париж, практически всё время находился в Барбизоне, а вот как раз в 1830-е годы он несколько раз ездил в Нормандию, где в 1832 году и познакомился с Констеблем; в 1922 году была передана в Государственный Эрмитаж. Выставляется в здании Главного штаба, в зале Барбизонской школы.
Теодо́р Руссо́ (1812-1867) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного художника Филиппа Руссо. Творчество Теодора Руссо относят к реализму.
О других шедеврах по тегу

 

Источник