Ёптель

это не вероятно, но факт!

Самый быстрый бомбардировщик в истории. XB-70 Valkyrie

Самый быстрый бомбардировщик в истории. XB-70 Valkyrie На рубеже 1950–1960-х годов в США активно развивали сверхзвуковую авиацию. Это было время новых свершений и смелых экспериментов. Одни из

На рубеже 1950–1960-х годов в США активно развивали сверхзвуковую авиацию. Это было время новых свершений и смелых экспериментов. Одни из них, как, например, история сверхзвукового высотного самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird – оказались удачными, другие – закончились, по сути, ничем.
К последним примерам можно отнести попытку создания высотного сверхзвукового стратегического бомбардировщика North American XB-70 Valkyrie.
«Валькирия», которая в чем-то опережала свое время, оказалась не нужна военным. Как и в СССР в те годы, американцы сделали основную ставку на новое ракетное вооружение. Стратегическому бомбардировщику, способному совершать полеты со скоростью 3 Маха, американские военные предпочли межконтинентальные баллистические ракеты.
Рождение «Валькирии»
Над проектом создания сверхзвукового высотного стратегического бомбардировщика, который был бы неуязвим для истребителей и систем ПВО противника, американские военные задумались в 1950-е годы. Проект был инициирован Стратегическим авиационным командованием США, которое рассчитывало получить в свое распоряжение боевой самолет, способный совершать полеты на высоте до 21 тысячи метров при скорости в районе 3 Махов.
Внушительной должна была стать и максимальная дальность полета – порядка 11 тысяч километров без дозаправки (на крейсерской скорости). Свою максимальную скорость на предельно возможной высоте полета бомбардировщик должен был развивать только при прорыве систем ПВО противника или – уже находясь над вражеской территорией.
В структуре американских ВВС новый стратегический бомбардировщик в перспективе мог заменить Boeing B-52 Stratofortress, который совершил свой первый полет в феврале 1952 года. Для взлета и посадки нового самолета планировалось использовать уже имеющиеся полосы, дополнительную или специальную инфраструктуру строить не собирались. Предполагалось, что поставки нового самолета, который должен был получить индекс B-70, могут начаться в 1963 году, а с 1965 года он мог бы встать на вооружение.
После рассмотрения предварительных проектов в ноябре 1955 года заказы на продолжение разработок получили две крупных оборонных компании North American и Boeing. В декабре 1957 года наиболее перспективным был признан проект, предложенный инженерами North American, именно его и начали реализовывать. Тогда же для будущего стратегического бомбардировщика было выбрано имя «Валькирия».
Проект стратегического бомбардировщика сразу же столкнулся с проблемами.
Принятие на вооружение в СССР первых ракетных комплексов класса «земля-воздух» в конце 1950-х годов ставило под сомнение саму концепцию неуязвимости бомбардировщика B-70. Уничтожение под Свердловском высотного разведывательного самолета U-2 только подтверждало эти опасения.
В ответ на появление эффективных систем ПВО американские военные в буквальном смысле спустились с небес на землю, начав исследования в области полетов на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности. Под эти цели будущий бомбардировщик точно не подходил. Свою роль в сворачивании военной программы «Валькирии» сыграли и сокращения расходов федерального бюджета.
Свое веское слово в судьбе самолета сыграли и высокоэффективные МБР, которые начали массово поступать на вооружение. В условиях, когда межконтинентальные баллистические ракеты могли эффективно и за меньшие деньги решать те же задачи, продвигать концепцию строительства 50 сверхзвуковых бомбардировщиков B-70 было очень сложно.
В итоге военные уже в начале 1960-х годов отказались от своих планов на этот самолет. Упор был сделан на разработку МБР, которые теоретически обладали ещё и большей живучестью.
Что представлял собой экспериментальный бомбардировщик XB-70 Valkyrie
Экспериментальный сверхзвуковой самолет был выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двумя килями. Переднее горизонтальное оперение самолета было предназначено для использования на сверхзвуковых режимах полета. ПГО было необходимо для балансировки бомбардировщика в воздухе. На дозвуковой скорости полета оно могло свободно отклоняться, а на сверхзвуковом режиме жестко фиксировалось.
В конструкции самолета было реализовано тонкое треугольное крыло и двухкилевое вертикальное оперение. Так как при полете на сверхзвуковых скоростях температура обшивки могла достигать 330 градусов Цельсия, особое внимание было уделено внедрению в конструкцию высокопрочной инструментальной стали, нержавеющей стали и титановых сплавов.
Общая длина самолета превышала 56,39 метра, высота – 9,14 метра, размах крыла – 32 метра. Площадь крыла достигала 585 м², площадь ПГО – 24,64 м². На самолете использовалось трехопорное шасси общей массой более 5 400 кг, из которых две тонны приходились на колеса. Для облегчения процесса остановки дисковым тормозам помогали три огромных тормозных парашюта диаметром по 8,5 метра каждый.
Сердцем самолета была уникальная силовая установка сразу из шести одноконтурных ТРДФ General Electric YJ93-GE-3, установленных на самолете по пакетной схеме в хвосте фюзеляжа. Мощности двигателей было достаточно, чтобы обеспечить самолету возможность полета на скорости 3 Маха. Максимальная высота полета оценивалась – 23 тысячи метров.
Вес пустого самолета превышал 115 000 кг, максимальный взлетный вес – более 245 000 кг, из которых почти 60 процентов приходилось на топливо. Практическая дальность полета при этом могла составить 6 900 км. Бомбоотсек самолета, расположенный в средней части фюзеляжа, мог вместить до 14 свободнопадающих ядерных бомб, общая боевая нагрузка оценивалась в 29 480 кг.
Судьба проекта XB-70 Valkyrie
Судьба проекта сверхзвукового бомбардировщика XB-70 Valkyrie была достаточно грустной.
Программа создания «Валькирии» в июле 1964 года была ограничена двумя двухместными испытательными самолетами. При этом предложенные варианты преобразования XB-70 в транспортный и пассажирский самолеты закончились ничем.
Два построенных экспериментальных самолета имели для военных и конструкторов сугубо практический интерес.
После сбитого над СССР высотного разведчика U-2, жизнеспособность программы в качестве именно военного самолета практически свелась к нулю. Между тем сохранялось исследовательское значение и потенциал для изучения новых технологий и материалов.
Самолеты XB-70 Valkyrie послужили для изучения аэродинамики, работы двигателей и других вопросов, касающихся полетов больших самолетов на сверхзвуковой скорости.
Один из построенных самолетов разбился в ходе съемки рекламного ролика и фотоматериалов, над которыми работала компания-производитель двигателей General Electric. В съемках участвовали пять самолетов, оснащенных двигателями компании. Помимо второй экспериментальной «Валькирии», это были самолеты F-4 Phantom, F-5, T-38 Talon и F-104 Starfighter.
8 июня 1966 года истребитель F-104, которым управлял ведущий летчик-испытатель NASA Джозеф Уокер, задел крылом истребителя законцовку правого крыла бомбардировщика, перевернулся через фюзеляж самолета, срезав ему оба киля, после чего F-104 взорвался в воздухе. В результате катастрофы погибли пилот F-104 Джозеф Уокер, а также второй пилот XB-70 Valkyrie майор Карл Кросс. Спастись удалось только летчику-испытателю Элу Уайту, который сумел катапультироваться из свалившейся в штопор «Валькирии».
Из двух построенных «Валькирий» до наших дней сохранился только первый экземпляр. Этот самолет выполнил 83 полета общей продолжительностью более 160 часов. До катастрофы второй экспериментальный образец успел выполнить 43 полета.
Программа испытаний самолета XB-70 Valkyrie закончилась в феврале 1969 года, после чего единственный сохранившийся экземпляр передали в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо.
Значение проекта в истории
При максимальной взлетной массе более 245 тысяч кг XB-70 остается самым тяжелым и большим самолетом в мире, когда-либо летавшим со скоростью 3 Маха.
За время испытаний во второй половине 1960-х годов экспериментальные самолеты установили ряд рекордов. В частности, 12 января 1966 года «Валькирия» развила свою максимальную скорость – 3 250 км/ч. 19 марта того же года была достигнута максимальная высота полета 23 тысячи метров. Наибольший по продолжительности полёт на скорости 3 Маха состоялся 19 мая 1966 года, он длился 33 минуты.
Создание и испытания данного самолета действительно были крупными техническими достижениями своего времени.
Экспериментальные полеты и исследования помогли американской промышленности в освоении новых технологий и техпроцессов в изготовлении конструкций из титана и высокопрочной стали. Накопленный опыт будет использован при создании будущих серийных боевых и транспортных самолетов. В частности, полученные данные применялись затем в реализации программы стратегического бомбардировщика B-1.
Естественно, новые американские разработки не могли не отразиться на развитии авиации и в СССР.
Разведка Советского Союза знала об американских разработках и исследованиях.
Программе создания американского сверхзвукового стратегического бомбардировщика уделялось достаточно внимания. Разработка в США самолетов-разведчиков Lockheed U-2 и особенно R-71 Blackbird, а также бомбардировщика XB-70 подталкивала советских инженеров к ускорению работ по созданию скоростного высотного истребителя-перехватчика МиГ-25.

.