Ёптель

это не вероятно, но факт!

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947)

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в 1904- 07 гг. учился в СХПУ, не закончив его) и не входил ни в одно из художественных объединений. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем — начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.
В живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) — циклы «Страстей», изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории («Французская революция»).
После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала.
Замечаемый серьезной критикой, художник тем не менее все больше ощущает свою невостребованность: работы выставляются редко, подготовленные иллюстрации не печатаются в книгах (исключение — «Орлеанская девственница» Вольтера, «Acadeinia», 1935).
Кормит его лишь преподавание: в 1919-21 гг. — в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-25-м — в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-29-м. — в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле; в 1936- 38 гг. — в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
Драматический итог судьбы — арест в 1938 г., семилетний приговор, Тайгинский лагерь в Сибири; созданные там рисунки (на крошечных клочках, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами) относятся к лучшим творениям художника. Досрочно освобожденный по болезни (1943), Соколов поселяется в Рыбинске.
В июне 1947 г. он приезжает в Москву хлопотать о снятии судимости. Он посещает выставки, строит планы на будущее. Но тяжелая болезнь приковывает художника к постели и вскоре обрывает его жизнь.

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) Творчество М.К.Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в

.