«Спасите гарем!» или как снимали «Белое солнце пустыни»

 

спасите гарем! или как снимали белое солнце пустыни 48 лет назад, 30 марта 1970 года на экраны вышел фильм владимира мотыля «белое солнце пустыни», ставший культовым. фильм с рабочим

48 лет назад, 30 марта 1970 года на экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», ставший культовым.

Фильм с рабочим названием «Спасите гарем!» снимали в Ленинградской области, в Каракумах и под Махачкалой на берегу Каспия.

Интересна судьба главного героя фильма — товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой — сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет «убрать» фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы

Исполнитель роли Верещагина — Павел Луспекаев, во время работы над фильмом был тяжело болен. У него были ампутированы пальцы на ногах и он ходил в специальных ортопедических ботинках. Его самоотверженная работа над ролью так поразила режиссёра, что образ Верещагина был серьёзно переработан и усилен. Отставной таможенник стал одним из основных персонажей фильма, хотя сам актёр не дожил до выхода картины на экран.

Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съемках, все девушки игравшие жен были привезены из Москвы.

Многие сцены были вырезаны или изменены, потому что московское начальство сочло их слишком жестокими по отношению к зрителю. Например, сцену когда сходит с ума жена погибшего Верещагина пришлось вырезать, а сцену с закопанным Саидом — переснять.

 

Красноармеец Сухов в фильме немногословен, за исключением 7 писем с любимой Екатерине Матвеевне. Письма эти написал Марк Захаров. В первоначальном сценарии темы любви не было. Её придумал сам Мотыль. Первоначально планировались закадровые монологи, но они ему не понравились и решено было воспользоваться формой мысленных писем.

После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом. По сценарию, Верещагина звали Александр, но Павел Луспекаев вложил в своего героя столько души, что поменялось даже имя персонажа.

Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.

Актёр Кахи Кавсадзе за всё время съёмок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.

В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Это эпизод был вырезан цензурой.
В процессе производства руководство обвиняло В. Мотыля в творческой непригодности и проблемах с дисциплиной на съёмочной площадке. Фильм, снятый на две трети, хотели закрыть. Его спасло только то, что Министерство финансов отказалось списывать истраченные рубли на съемку.

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов, уже после распада СССР, по личному указу Б.Ельцина фильм всё же получил Государственную премию России.

Источник


Добавить комментарий