Ёптель

это не вероятно, но факт!

Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Монстры с нимбами

Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Монстры с нимбами Миниатюра из манускрипта «The Canonici Apocalypse».Питерборо, Англия, 1320–30-е годыodleian Libraries University of OxfordНа миниатюре

Миниатюра из манускрипта «The Canonici Apocalypse».
Питерборо, Англия, 1320–30-е годы
odleian Libraries University of Oxford
На миниатюре слева восседает странное пятнистое чудовище с семью головами, на которых видны маленькие рога. Перед ним стоит семиглавый дракон, правее — два царя и толпа людей. Этот дракон — сатана (именно так он описан в Апокалипсисе Иоанна Богослова), а пятнистый монстр рядом с ним — Антихрист, сын дьявола, который явится перед концом света, чтобы прельщать людей. Им поклоняются земные правители и их подданные. Все кажется тут логичным, кроме одного: над головами дракона и даже над рогами Антихриста видны золотые нимбы.
В христианской иконографии нимб — знак святости, атрибут ангелов, праведников и самого Бога. То, что английский иллюминатор изобразил нимбы у дьявола и его сына, не ошибка и, разумеется, не указание на святость монстров: в европейской миниатюре нимбами изредка наделяли сатану, напоминая о его утраченном статусе — до падения Люцифер был первым среди ангелов. Что касается Антихриста, это одновременно указывает и на власть, которую передаст ему дьявол, и на то, что он будет претендовать на святость, выдавая себя за Христа.

.