Автомобильное топливо в мире дорожает с каждым годом. Российские автомобилисты могли заподозрить неконтролируемый рост цен на бензин сразу после развала СССР. Осуществлялась массовая приватизация, на фоне чего были созданы крупные нефтяные монополии. Правительство намеревалось сдерживать цены путем двух правил: ввести прейскурант и балансовые задания (то есть, не продавать топливо за границу). Но прожили эти ограничения недолго.
За период с 1995 по 1998 гг. цена на бензин особо не повышалась, почуствовалась стабильность. В 1998 г. постепенно за год цена выровнялась и устаканилась, достигая 7 рублей за 1 литр. Именно в этот период тогдашний министр топлива ввел государственное регулирование цен на автомобильное топливо.
Самый ощутимый скачок цен в России был в апреле-мае 1999 года. Например, в некоторых городах бензин с 4,20 подскочил до 6,2 рублей за литр. Наибольший рост наблюдался в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае до 9 руб. за литр. И сразу же наступил дефицит топлива. Летом 2000 г. в некоторых регионах дефицит бензина достиг 80%.
2000 год
За первую половину 2000 года цена на бензин поднялась на 2,1%, а в сентябре 2000 года бензин подорожал сразу на 27%. Произошло это из-за несбалансированного экспорта нефти из России за границу, а также благодаря резкому росту цен на саму нефть. В связи с чем нефтяные компании экспортировали большую часть нефти, а отечественные предприятия по переработке нефти пустовали.
В 2000 году в Вологодской области бензин марки А-76 стоил 7,5 рубля, а марки АИ-92 продавался по 8,80 рубля.
В конце 2000 года цена бензина нормализовалась. На протяжении 2001 года цены на топливо не росли, так как Россия пришла к единому соглашению со странами ОПЕК по вопросам массового экспорта нефти. Однако Россия вышла из соглашения в 2002 году, и бензин резко подорожал на 15%. Специалисты объяснили это тем, что все стало дорожать электроэнергия, издержки на переработку и добычу нефти.