«Страшные дети Ренессанса»

 

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на ангелоподобных детишек Уродливые это еще мягко сказано. На средневековых изображениях дети похожи на жутких карликов с высоким уровнем холестерина, всерьез озабоченных жилищными вопросами.
На этот, волнующих многих вопрос ответил Мэттью Аверетт, профессор Университета Крейтона и редактор антологии «Ребенок в искусстве и истории раннего Нового времени». Ученый считает, что по тому, как изображен младенец на картине, можно даже понять, принадлежит ли она периоду Ренессанса или Средневековья. Это не всегда будет гарантией, но тенденции все-таки налицо. Дело в том, что большинство картин с уродливыми детьми на самом деле принадлежат периоду до XIV века — именно в это время, как считается, зародился Ренессанс.
Сравнение средневековых и ренессансных изображений показывает, как сильно изменился концепт детского лица. Чтобы понять, почему на средневековых изображениях столько уродливых детей, необходимо обратиться к истории искусства, средневековой культуры и современным представлениям о детях.
«Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Граница между картинами с некрасивыми и симпатичными детьми совпадает с границей между Средневековьем и Ренессансом. В разные времена главными ценностями люди считали разное: если художник Ренессанса думал о детях не так, как художник Средневековья, изображение отразит эту перемену. «Если мы имеем принципиально другие представления о детях, картины продемонстрируют наше к ним отношение, считает Аверетт. Средневековью присущ определенный стиль рисования. Конечно, можно сказать, что герои живописи того времени изображены нереалистично, но это же замечание можно отнести и к персонажам Пикассо». Эпоха Ренессанса принесла с собой художественные инновации, однако не они послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше».
Можно выделить две причины того, почему в средневековом искусстве дети выглядят «мужиковатыми»:
1) В основном детские изображения в Средневековье это изображения Иисуса. Концепция гомункулярного Христа влияла на общую традицию изображения детей.
Средневековый портрет ребенка обычно создавался по заказу церкви. Это ограничивало спектр изображаемых персон до младенца Иисуса и еще нескольких детей из библейских сюжетов. На средневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как «человечек». Идея гомункулярного Иисуса состояла в том, что сын Божий уже при рождении имеет идеальное тело, а его черты не меняются с ходом времени. Аверетт утверждает, что, если сопоставить эту концепцию с традицией византийской живописи, можно объяснить, почему на многих изображениях младенец Христос изображен лысеющим. Позже традиция изображения выглядящего взрослым Иисуса стала конвенциональной для иконографии. Через какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать ребенка.
2) Средневековые художники не были заинтересованы в реалистической манере живописи
Нереалистичное изображение Иисуса говорит о том, что средневековое искусство требует более широкого подхода. Очевидно, что художники того времени не рисовали в стиле реализма и одновременно с этим не идеализировали формы тела, подобно художникам Возрождения. Странности, которые нам видятся в искусстве Средневековья, возникали из-за того, что художники не подходили к изображаемому предмету с позиции натурализма, а больше склонялись к экспрессионистским способам передачи объекта. Однако эта особенность средневекового мышления делала большинство изображаемых людей очень похожими. Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, как ему вздумается) относительно нова. В Средневековье все еще сильны художественные конвенции. В таком стиле рисования сохранялся традиционный образ младенца, похожего на обрюзгшего слабохарактерного отца по крайней мере, до Ренессанса.
Так почему детей стали изображать красивыми
1) В Новую эпоху процветало светское искусство: люди захотели смотреть на симпатичных детей, а не на маленьких и безобразных стариков.
В Средневековье практически не было искусства «среднего класса» или простонародной живописи. После роста доходов граждан Флоренции в культуре Ренессанса стал формироваться запрос на портреты детей. Простые люди с их желанием увековечить потомков на картинах расширили границы портретной живописи. Заказчик не хотел видеть своего отпрыска в образе жуткого гомункула. Это сместило границы допустимого в изображении детей, и в итоге традиция распространилась и на самого младенца Иисуса.
2) Идеализм Ренессанса изменил искусство
В эпоху Возрождения у художника возникает новый интерес наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит. Экспрессионистская манера, свойственная искусству Средних веков, уходит. Это приводит, в том числе, к появлению реалистичных изображений младенцев прекрасных херувимов, заимствующих самые лучшие черты реальных людей.
3) Дети стали невинными созданиями
Аверетт предлагает не проводить грубого разграничения между средневековой и ренессансной ментальностью, присущей родителям этих эпох. По распространенному мнению, изменение мышления в эпоху Ренессанса повлияло на традицию изображения детей, однако родители в Средневековье любили своих детей примерно так же, как и родители в эпоху Возрождения. Впрочем, уже во время Ренессанса происходит трансформация самой концепции ребенка: из маленьких взрослых дети превращаются в исключительно невинных созданий. Это произошло, когда в обществе распространилась мысль о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире. Как только отношение взрослых к детям поменялось, изменились и портреты детей, создаваемые взрослыми и для взрослых. Уродливые младенцы в живописи Средневековья или же красивые в эпоху Ренессанса лишь отражение общественных представлений о том, как люди думали о детях, своих родительских задачах и искусстве.

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

 

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

«Страшные дети Ренессанса» Почему на многих картинах того времени художники изображали не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на

Источник


Добавить комментарий