Ёптель

это не вероятно, но факт!

Су-34 зашел в хвост Су-25: «Грач» так просто не сдастся

Су-34 зашел в хвост Су-25: «Грач» так просто не сдастся Наш легендарный штурмовик хотят сжить со светаГлубокая модернизация фронтового истребителя-бомбардировщика до модификации Су-34М позволила

Наш легендарный штурмовик хотят сжить со света
Глубокая модернизация фронтового истребителя-бомбардировщика до модификации Су-34М позволила существенно расширить круг задач, которые способен решать самолет. До этого момента он в равной степени был хорош не только как бомбардировщик, но и как истребитель. Су-34 вылетают на задание без сопровождения истребительной авиации. Модернизированный самолет стал еще и штурмовиком.
Правда, это несложно было предсказать и раньше, до проведения ОКР «Сыч». Хотя бы потому, что Су-34 по бронированности кабины превосходит даже «профессионального» штурмовика Су-25. То есть он прекрасно защищен от огня автоматического оружия при снижении на незначительную высоту, чтобы поддержать действия своих сухопутных войск на поле боя.
В процессе модернизации была существенно обновлена авионика. Хоть этот самолет старым никак не назовешь. Его эксплуатация в ВВС России началась в 2014 году. Также Су-34М оснастили современным высокоточным вооружением. Для самолета были разработаны три сменных подвесных контейнера с разведывательной аппаратурой, которые, по словам источника ТАСС из оборонного ведомства, значительно превосходят возможности встроенного оборудования.
У Министерства обороны большие планы относительно нового бомбардировщика-истребителя-штурмовика. До 2027 года планируется получить 76 самолетов Су-34М. В дальнейшем предполагается модернизация всего парка стоящих на вооружении Су-34 до уровня Су-34М.
Уникальность бомбардировщика Су-34 состоит в том, что конструкторы ОКБ Сухова не стали продолжать линию бомбардировщика Су-24. В качестве основы для нового самолета стал «чистый» истребитель Су-27, обладающий рекордной в мире сверхманевренностью.
И это качество фронтовой бомбардировщик Су-34 унаследовал в полной мере. К тому, что самолет оснащен не только основной РЛС, но и РЛС заднего обзора. При обнаружении севшего на хвост противника Су-34 имеет возможность выпустить ракету «воздух-воздух» в заднюю полусферу. Такого нет ни у одного американского истребителя, включая самолеты пятого поколении.
И вот теперь «Утенок», как неофициально называют Су-34 за характерный внешний вид, должен стать еще и штурмовиком. При этом ему придется доказать свою высокую живучесть по сравнению с Су-25. А она у «Грача», прозвище Су-25 в ВВС, феноменальная. Что было продемонстрировано во время Афганской войны.
За 8 лет Су-25 совершили около 60 тыс. боевых вылетов. Были потеряны 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый самолет приходилось в среднем 90 повреждений от ракетного и пулеметного огня. Ни один советский штурмовик не был потерян из-за гибели летчика или взрыва топливных баков. Таких показателей не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.
Порой «Грачи» возвращались на базу, получив 150 и более пробоин.
При этом была продемонстрирована высокая эффективность применения штурмовиком вооружения. Так, вероятность поражения целей ракетами «воздух-поверхность» в Афганистане составляла 95%.
Конструкторами в Су-34 было заложено очень многое из того, что делает Су-25 «непотопляемым» самолетом. В фонаре используется бронестекло. Кабину летчика защищают титановые пластины, при этом бронирование более основательно, чем у «Грача». Также продублированы основные узлы и системы, они также прикрыты бронеплитами, защищающими от снарядов до 20 мм включительно, а в некоторых проекциях бронирование выдерживает и снаряды калибра 30 мм.
Да, век Су-25 миновал. Новые самолеты уже давно не строятся. И, соответственно, эксплуатирующиеся в ВВС две сотни «Грачей» уже сильно изношены. И модернизировать их не имеет смысла. Но это лишь половина правды. Самолеты, конечно, уже немолоды. Однако им продлили ресурс до середины 30-х годов. К тому же совсем недавно появилась новая модификация — Су-25СМ3. И до этого уровня сейчас на 121-м авиаремонтном заводе в подмосковной Кубинке доводят имеющиеся машины.
На Су-25СМ3 осовременена авионика, благодаря чему самолет приобрел возможность использовать неуправляемые ракеты почти с такой же точностью, как и управляемое оружие. Новая навигационная система позволяет совершать полеты с нанесением ударов по наземным целям при почти нулевой видимости.
Так что «Грачи», если потребуется, еще повоюют. И вытеснение их самолетами Су-34М в обозримом будущем не предвидится. Потому что они должны вытеснять прежде всего фронтовые бомбардировщики Су-24, которые уж точно не полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к современному вооружению. При этом следует учитывать, что это вытеснение происходит далеко не так стремительно, как хотелось бы. Ежегодно Новосибирский авиационный завод им В.П. Чкалова производит 18 самолетов Су-34. А заменить надо 120 самолетов Су-24 различных модификаций.
Так что модификация Су-34М создана вовсе не для замены ею парка ныне существующих штурмовиков. Просто у фронтового истребителя-бомбардировщика появилась еще одна специализация. То есть бомбардировочную функцию никто не собирается с него снимать. Самолет в случае необходимости можно будет использовать для поддержки действий сухопутных войск.
При сравнении боевых возможностей этих двух самолетов существенную роль играет разница в мощности нанесения ударов по наземным целям. Су-25 может нести на внешних подвесках не более 4400 кг бомб и ракет. У Су-34 максимальная боевая нагрузка почти вдвое больше — 8000 кг.
В последнее время у «Грача» появился еще один конкурент — учебно-боевой самолет Як-130. Самолет легкий — пустой весит лишь 4600 кг, максимальная взлетная масса — 10300 кг. При этом боевая нагрузка вполне приличная — 3000 кг.
У конструкторов ОКБ Яковлева грандиозные планы по созданию на базе этого УБС целого семейства легких самолетов: самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика, самолета радиоэлектронной борьбы. Но прежде всего хотят сделать штурмовик. Хоть это и непросто. В очень небольшие объемы предстоит втиснуть новую более мощную РЛС «Барс-130». А также существенно увеличить защищенность как пилота, так и самого самолета. Иначе в условиях боевых действий потери будут ужасными.

Су-34 зашел в хвост Су-25: «Грач» так просто не сдастся Наш легендарный штурмовик хотят сжить со светаГлубокая модернизация фронтового истребителя-бомбардировщика до модификации Су-34М позволила

Су-34 зашел в хвост Су-25: «Грач» так просто не сдастся Наш легендарный штурмовик хотят сжить со светаГлубокая модернизация фронтового истребителя-бомбардировщика до модификации Су-34М позволила

.