Ёптель

это не вероятно, но факт!

Сьюзен Зонтаг

Сьюзен Зонтаг Американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценаристка, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий. Сьюзен

Американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценаристка, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.
Сьюзен Зонтаг является автором 17 книг, не считая множества философских, искусствоведческих и политических статей и эссе. Ее первый роман «Благодетель» вышел в 1963 году. Книги Зонтаг переведены на 32 языка. Ее рассказ «Как мы живем сейчас» (1987) вошел в сборник «Лучшие американские рассказы столетия», составленный Джоном Апдайком.
Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag) родилась 16 января 1933 года в Нью-Йорке. Училась литературе и философии в Беркли и Чикаго, Гарварде, Оксфорде и Париже. Дебютировала Зонтаг в 1963 году романом «Благодетель», за которым последовал нашумевший том эссеистики «Против интерпретации» (Against interpretation,1966).
Мимо критического внимания Сьюзен Зонтаг не прошло в авангардной культуре 60 – 70-х, кажется, ничего. Ее героями был весь цвет той поры: Теннесси Уильямс и Джеймс Болдуин, Артур Миллер и Лерой Джонс, сценические эксперименты Ежи Гротовского и Питера Брука, «новый роман» и «театр абсурда», кэмп, хеппенинги, поп-арт и его эмблема – Энди Уорхолл, конкретная музыка Джона Кейджа, циклопические «упаковки» Христо и миниатюрные ларчики Джозефа Корнелла.
Она, по хлестким заголовкам французских газет середины 60-х, «апостол авангарда», а по самоощущению — «посредница между Европой и Соединенными Штатами» (не зря ее интересуют в первую очередь фигуры французской и немецкой культуры) открывала для читателей «Нью-Йоркера» и «Партизан ревью» эссеистику Вальтера Беньямина и Эмиля Чорана, драмы Ионеско и Жене, прозу Канетти и мемуары Павезе, кино Бергмана и Брессона, Годара и Рене, Лени Риффеншталь и Ханса Юргена Зиберберга, вводила в американский культурный обиход такие фигуры, как Георг Лукач и Клод Леви-Стросс, Жорж Батай и его коллега, блестящий писатель-сюрреалист, специалист по африканским мифам Мишель Лейрис, реформатор театра Антонен Арто и христианская социалистка, вечная еретичка Симона Вайль.
Список персон и культурных явлений, ставших после «прикосновения» к ним Зонтаг «современной классикой» или, точнее, «классикой современности», занял бы не одну страницу. Можно сказать, что Зонтаг сама формулировала ту самую «современность» («modernity»), в которой мы живем или жили, отодвигая ее в прошлое, говоря: «XX-ый век», — или, — «культура XX-го века». Сьюзан Зонтаг и ее единомышленники собирали эту «культуру» из «неговорящих» фрагментов: культура для Зонтаг живет краями, крайностями – «порнограф» Батай, «фашистка» Риффеншталь, «пошлый» кэмп. Тексты Зонтаг тоже становились «классическими»: «Порнографическое воображение» из книги «Образцы безоглядной воли» (Styles of radical will, 1969), «Магический фашизм» из книги «Под знаком Сатурна» (Under the sign of Saturn, 1980) и «Заметки о кэмпе» из книги «Против интерпретации» (Against interpretation,1966), в которую входит и представленное вам эссе «Хепенинги: искусство безоглядных сопоставлений».
Интерес к таким жанрам, как акции или хепенинг, к предметам, словно бы выхваченным из любого готового, заранее заданного — бытом ли, музеем ли — контекста. «Новый образ чувств» в современной культуре, по Зонтаг, с самого начала видит в искусстве не «обсуждение» либо «критику», а «расширение жизни», противодействие «эмоциональной анестезии». Зонтаг занимают образцы неписьменного и внекнижного, часто даже несловесного творчества, объединенные для нее двумя важнейшими, по-своему полярными, началами: действием, впервые и как бы однократно происходящим у нас на глазах «здесь и сейчас», а нередко вовлекающим и нас в свой сценический круг, и личностью (непротокольным, внебиографическим, но и не психологическим, а уж скорее драматическим «я»), «персоной», которая обращается к воображаемым собеседникам, к реальной публике напрямую, подчас даже с явной агрессией, соединяя при этом любые, чаще всего перехлестывающие через всяческие рамки, маргинальные формы высказывания в непредсказуемом и «невозможном» — опять-таки, тут и теперь.
«Может быть, некоторым эпохам, — пишет она в эссе о Симоне Вайль, — нужна не истина, а более глубокое чувство реальности, расширение области воображаемого. Я, со своей стороны, уверена, что здравый взгляд на мир — взгляд истинный. Но всегда ли человек ищет именно этого, истины.. Да, истина это равновесие, но противоположность истины — метания — это вовсе не обязательно ложь… Иное (хотя далеко не каждое) отклонение от истины, иное (хотя далеко не каждое) помешательство, иной (хотя далеко не каждый) отказ от жизни несут в себе истину, возвращают здравомыслие и приумножают жизнь».

Сьюзен Зонтаг Американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, философ, сценаристка, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий. Сьюзен

.