Ёптель

это не вероятно, но факт!

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 — 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова.

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

«Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», — говорила Татьяна Глебова, — «у его произведений есть тело, душа и Дух». Тело — «материал, способ и характер рисунка или наложения красок в живописи», душа — чувства, эмоции художника, а Дух произведения — «высокий замысел, выражающийся в композиционных обобщениях форм, цвета и рисунка. <...> Художники своими картинами могут спасать души свои и чужие, потому что, соединяя духовное с материальным, они соединяют два начала в жизни и очищают земное небесным». У Глебовой осталось много записей о теории и практике искусства. Особое значение для нее имел цвет. В своей автобиографии она написала: «Освобожденная от натуралистического воспроизведения цвета, я начала прислушиваться к внутреннему голосу, звучавшему в моей душе. Иногда в соответствии с натурой, а иногда самостоятельно рождающемуся… <...> Я думаю, что цвет выявляет форму не меньше чем рисунок, и в живописи их разделять нельзя. Они крепко сплетаются в сознании художника».
__________________________
Родилась в Петербурге, в дворянской семье. Отец Н. Н. Глебов, дядя — А. Н. Глебов. Бабушка, по матери, — писательница А. П. Барыкова, прабабушка — писательница М. Ф. Каменская, прадед — писатель П. П. Каменский, прапрадед — художник Фёдор Толстой.
Училась в гимназии М. Н. Стоюниной.
В 1918—1921 гг. жила с семьёй в имении Коротнево (Андрейцево) Мологского уезда Ярославской области. Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920—1921 года провела в Рыбинске.
Весной 1921 года вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. В 1922 году ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова.
С 1924 году училась в частной студии у А. И. Савинова. В 1925 году обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики; в следующем году начала работать под его руководством.
В 1927 году вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П. Н. Филонова оформляла Дом Печати в Ленинграде. Для оформления главного зала Т. Н. Глебова и А. И. Порет написали живописное панно на одном холсте, вертикально разделённом надвое. Панно А. И. Порет называлось «Нищие и беспризорники», панно Т. Н. Глебовой называлось «Тюрьма». Выставка МАИ имела широкий успех.
В 1931 г. Т. Н. Глебова написала живописную работу «Дом в разрезе» (другое название «Разрез нашего дома»), высоко оцененную П. Н. Филоновым. Художница Алиса Порет также принимала участие в написании этой картины, но в 1946 году она отрезала от холста написанную ею часть, и её местонахождение в настоящее время неизвестно. Работа «Дом в разрезе», написанная Т. Н. Глебовой в 1989 году поступила в собрание Ярославского художественного музея.
В 1926 году начала работать в книжной графике, сделав иллюстрации к первой детской книге. Сотрудничала с ленинградскими и московскими издательствами. Многие книги оформила в соавторстве с Порет. C 1928 по 1941 год, до начала войны, дружила с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом.
В 1931 году оформила оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 года. В начале 1934 года творческий союз Глебовой и Порет распался.
В 1941 году, после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 года похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весной 1942 года потеряла мать, которая умерла в эвакуации.
Летом 1942 года эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900—1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 года.
В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко.
В 1960-е годы В. В. Стерлигов разрабатывал новые структурно-пластические основы образного языка живописи. Т. Н. Глебова разделила с ним работу в новой художественной форме
В 1968 году, после многолетних усилий Т. Н. Глебовой, В. В. Стерлигова, П. Я. Зальцмана, открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде. К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П. Н. Филонова». В 1970-е годы написала также воспоминания о М. В. Юдиной (1973), А. А. Ахматовой (1975), Д. И. Хармсе (1975—1976).
В 1971—1973 годы Глебова, вместе с В. В. Стерлиговым, проводила в своей мастерской (улица Ленина, д.52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 году она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 года.
В 1926—1941 гг. Глебова работала согласно аналитическому методу П. Н. Филонова, не отказываясь при этом от своей индивидуальности. Она считалась с его основными принципами и не отступала от них до конца жизни.
«Творчество Т. Н. Глебовой дорого мне тем, что я ценю и ищу в искусстве — синтезом живописных достоинств, оригинальности мысли и чувства, с одной стороны, и глубоким чутьем жизни, правдой и искренностью — с другой. Самостоятельность мысли, неподкупность и, конечно, талант гарантируют долгую жизнь её произведениям»..
— (В. В. Воинов).
В творчестве Глебовой доминируют три темы. Первая тема, поднятая в 1920- е годы — жанровые сцены: уличные музыканты, несчастные случаи на улице и в быту, похороны ребёнка, женские бани, парикмахерские, детские игры, драки и ссоры, убийства, торговля на рынке, инвалиды и другие сюжеты городской жизни.
Вторая тема творчества Татьяны Глебовой — это «человек и его будущая изменённость». Художница пишет многочисленные портреты, некоторые из них написаны не с внешним, а «с внутренним сходством». Художница также изображает превращения лиц, пишет головы мраморных статуй («Гатчина»), деревянную скульптуру («Готические мадонны»), языческих богов («Оправдание язычества»), лица с раннехристианских мозаик, фаюмские портреты.
Третья тема Глебовой определена ею самой как «мистика религии». К ней относится «иконная бездна» её работ 1920-30 х гг., и серьёзные религиозно-философские работы последних лет жизни. Художница изображает «бездны, выраженные цветом», «разнопространствия» и «духовную геометрию». В послевоенное время в творчестве Глебовой важное место занимает ихображение природы, пейзаж. Она поддерживает идею Филонова об «органической связи», но развивает её своеобразно
С начала 1960-х годов Татьяна Глебова разделила идею Владимира Стерлигова о «чашно-купольном бытии сознания художника» Художница не увидела в ней противоречия с принципами Павла Филонова, которые считала для себя основными и которыми неуклонно пользовалась всю жизнь. Работая вместе со Стерлиговым, Глебова участвовала в создании и разработке структурно-пластических основ образного языка живописи. Аналитический метод Филонова она соединила с принципами нового прибавочного элемента, напрямую связанного с супрематизмом Казимира Малевича. Это слияние двух, казалось бы, взаимоисключающих учений об искусстве, отличает искусство Татьяны Глебовой.
В открытой Стерлиговым чашно-купольной идее Глебова оценила «некое архитектоническое укрепление хаоса», строя свои работы на новом понимании пространства. Чашно-купольное пространство, сферическое, криволинейное, выраженное цветом, создаёт пространственную структуру её работ. Вторая важная часть идеи Владимира Стерлигова — первостепенное значение цвета была Татьяной Глебовой поддержана и развита в совершенстве. Живопись стала для неё осуществлённой возможностью «наблюдать бытие Вселенной цветом». Все качества цвета, присущие открытому Стерлиговым пластическому пространству, постоянно присутствуют в работах художницы.

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

Татьяна Николаевна Глебова (10 апреля 1900 - 1985 , Ленинград) — советская художница, живописец, график. Ученица Павла Филонова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», -

.