Ёптель

это не вероятно, но факт!

Терминатор «Сухого» — история «папы» Су-30СМ и Су-35

Терминатор Сухого - история папы Су-30СМ и Су-35 Высокоманевренный, быстрый, хорошо вооруженный — 25 лет назад, 2 апреля 1996-го, летчик-испытатель Евгений Фролов впервые поднял в воздух

Высокоманевренный, быстрый, хорошо вооруженный — 25 лет назад, 2 апреля 1996-го, летчик-испытатель Евгений Фролов впервые поднял в воздух экспериментальный Су-37. Напичканный электроникой, с мощными двигателями и современной системой управления, этот тяжелый истребитель должен был помочь ВВС России завоевать превосходство в воздухе.
Истребителю четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением Су-37 прочили большое будущее. Он первым из российских боевых самолетов получил двигатель с управлением вектором тяги (УВТ) и показал, на что тот способен. Однако летать ему было суждено лишь семь лет. Напомним его историю.
Есть мнение, что причиной появления Су-37 было очередное стремление «догнать и перегнать» . В 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже германо-американский самолет Х-31А поразил специалистов и публику фантастической маневренностью: он крутил фигуры высшего пилотажа быстрее и резче обычных самолетов, а затем и вовсе почти замер в воздухе. Секрет Х-31 находился у него в хвосте — там была смонтирована одна из первых систем управления вектором тяги: три поворотные панели, наподобие воздушных рулей отклонявшие реактивную струю.
Однако уже в следующем году на европейских авиашоу поражал публику российский Су-37 (Т-10М-11) — а за восемь месяцев такой самолет не построишь. Тем более, что у отечественного истребителя была гораздо более совершенная система управления вектором тяги — над секретом отклоняемых створок сопла китайцы бьются до сих пор.
Вектор тяги отклонялся по всем ракурсам. В результате самолет буквально танцует в воздухе, резко меняя направление и скорость. Это позволяет истребителю уходить от ракет, сбрасывать с себя захват РЛС и эффективно сражаться в маневренном ближнем бою с любым противником. В двигателях F119-PW-100, установленных на американских истребителях пятого поколения F-22, к примеру, сопла отклоняются лишь по вертикали.
А благодаря установленным на Су-37 АЛ-31ФП, разработанным в НПО «Сатурн», летчик с легкостью выполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, такие как «Чакра Фролова» (впервые на Су-37 и выполненная), «Кобра», «Колокол» и другие.
УВТ был главным новшеством Су-37, но не единственным.
Еще одно ноу-хау Су-37 — информационно-управляющее поле кабины летчика. В кокпите поставили четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных дисплея, на лобовом стекле — широкоугольный индикатор. Раньше экраны были монохромными. Наконец, ручка управления самолетом располагалась не по центру, между ног летчика, а справа, как на F-16.
Усовершенствовали и оптико-электронную прицельную систему машины. У Су-37 появился тепловизор и лазерный дальномер.
Обзавелся истребитель и новой РЛС с фазированной антенной решёткой, способной сопровождать до 20 воздушных целей на расстоянии до 170 километров. РЛС заднего обзора могла обнаруживать цели на дистанциях до 70 километров.
Разнообразней по сравнению с Су-27 стал и боевой арсенал. Новый самолет мог применять не только неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы, но и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», включая противокорабельные.
Однако главным «оружием» Су-37 была его сверхманевренность. Впервые он продемонстрировал способность выходить на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости. Благодаря автоматизации всех органов управления истребитель мог «самостоятельно» выходить из штопора.
Первая демонстрация Су-37 широкой публике состоялась, как уже говорилось, в 1996 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Однако все чуть было не сорвалась. По ряду причин самолет с бортовым номером 711 прибыл в Париж только на шестой день выставки и без разрешительных документов. А ведь многие делегации отложили свой отъезд только ради того, чтобы увидеть новый русский истребитель. Герой России лётчик-испытатель Евгений Фролов отчаянно пытался добиться права выступить. Помогло только вмешательство зампредседателя правительства РФ Якова Уринсона и посла России во Франции Юрия Рыжова.
Первые три полета прошли хорошо, а во время четвертого не удалось убрать шасси. Тогда пилот выполнил короткий пилотаж с «коброй» при выпущенном шасси и посадил Су-37. К счастью, обошлось без поломок. Просто ручка крана аварийного выпуска находилась не в том положении.
Устранив причину происшествия, лётчик вновь поднялся в небо и выполнил полную программу. Этот инцидент не омрачил выступления. Публика была в восторге.
В сентябре 1996 года Евгений Фролов вновь впечатлил зарубежных экспертов, на сей раз в Фарнборо. Так началось триумфальное шествие Су-37 по мировым авиасалонам.
На новом самолете летчик впервые продемонстрировал фигуру пилотажа «кульбит» (разворота в плоскости симметрии на 360). Иначе говоря, мертвую петлю малого радиуса, выполняемую на малой скорости. Позже она и получила название «Чакра Фролова». Впрочем, и старые фигуры в исполнении Су-37 были как новые. Например, при выполнении «кобры» он выходил на угол атаки более 150 градусов и находится в таком положении 3-4 секунды. После этого летчик мог занять максимально выгодное для него в воздушном бою положение.
Совершенный планер, удачная система управления и двигатели с управляемым вектором тяги сделали маневренность самолета фантастической по меркам 90-х годов. Да и по нынешним тоже: когда видишь, как 20-тонная машина кружит в воздухе сухим листом, презирая инерцию и другие физические законы, — не верится, что такое возможно. А реальностью это сделал Су-37.
Но… 19 декабря 2002 года уникальная машина потерпела крушение в 80 километрах от аэродрома Раменское, летчик Юрий Ващук успешно катапультировался. Программу закрыли.
Одни полагают, что авиастроительная отрасль переживала тогда трудные времена, и на воссоздание самолета банально не было денег.
Другие уверены, что Су-37 не был готов к серийному производству. Была летающая лаборатория, которую из соображений престижа представляли в качестве новейшего истребителя. И она свою роль выполнила.
На Су-37 обкатали двигатели с УВТ, накопили ценный опыт, который пригодился при создании других сверхманевренных истребителей.Технические решения, отработанные на Су-37, легли в основу истребителей Су-35С и Су-30СМ, стоящих на вооружении ВКС России.
По материалам РГ и РИА Новости

.