Ёптель

это не вероятно, но факт!

Три месяца подо льдом: за что получил Героя командир «Гепарда» Дмитрий Маслов

Три месяца подо льдом: за что получил Героя командир Гепарда Дмитрий Маслов Служба в подводном флоте изначально не была простой и никогда не будет легкой. Поэтому вряд ли кого удивляет, что

Служба в подводном флоте изначально не была простой и никогда не будет легкой. Поэтому вряд ли кого удивляет, что военных моряков-подводников и в мирное время чаще других отмечают высокими государственными наградами. Так вышло и с капитаном I ранга Дмитрием Масловым, который стал Героем России в 35 лет.
Тогда, в декабре 2020-го, опираясь на первое сообщение Минобороны, смогли лишь уточнить, что высокое признание нашло командира-подводника в должности начальника штаба 24-й дивизии Подводных сил Северного флота. А к званию Героя Дмитрия Маслова представляли как командира многоцелевой АПЛ «Гепард» из состава этой самой дивизии. Детали представления не разглашались, а формулировка из наградного указа обтекаемая: «за выполнение специальных задач, связанных с риском для жизни во время одного из дальних походов».
Еще мы рассказали о том, что капитан I ранга Маслов стал четвертым Героем России среди командиров атомных подводных лодок в 24-й дивизии. До него этого звания были удостоены командир АПЛ «Волк» Алексей Буриличев (1996 год), командир АПЛ «Пантера» Сергей Справцев (1999), командир 608-го экипажа Алексей Дмитров (2012). Вместе с Дмитрием Масловым высокими наградами отмечены 13 моряков-подводников из его экипажа, отличившихся при выполнении сложного и рискованного задания. Детали таких походов до поры до времени не раскрывают, но их результатами с полным правом гордятся.
Вот и нынешний командир 24-й дивизии Подводных сил Северного флота контр-адмирал Сергей Старшинов в недавней программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» не без гордости рассказал, что сейчас экипажи АПЛ в его соединении проводят в море в среднем за год около 150 суток, из них 120-130 — непосредственно под водой. А экипаж Маслова на «Гепарде» всего за один поход «намотал» почти девяносто.
— Это был очень продолжительный поход, один из самых продолжительных походов нашей дивизии, — подтвердил уже сам Дмитрий Маслов, когда оказался перед микрофоном и телекамерой. — Поход был в дальнюю морскую зону, с задачами…
— Дальняя морская зона не в районе Северной Америки — перебил подводника тележурналист. И диалог на этом прервался.
Капитан I ранга Маслов в своей нынешней должности начальника штаба 24-й дивизии лишь молчаливо улыбался в ответ на понятное желание коллег-журналистов «Звезды» прояснить, чем выделялся этот поход, где пролегал и какие цели преследовал. А высказался командир-подводник как прирожденный дипломат:
— Подлодка «Гепард» выполнила задачи подледного плавания с оценкой «отлично». Очень хорошо зарекомендовала себя в арктической зоне — как будто специально для этого и была создана… Плавание подо льдом, накладывает свои ограничения. В частности, отсутствует возможность всплытия в любой момент…
— Вы же можете пробить лед!
— Пробивать можно лед толщиной только до одного метра, — дал справку командир. — В дальнейшем (в условиях более тяжелых льдов — Авт.) можно повредить конструкции легкого корпуса. Поэтому желательно все-таки находить полынью…
Это минус. А какие же плюсы у самых коротких — арктических — маршрутов в другое полушарие Подо льдом — как в метро: выйти-всплыть, где захочешь, нельзя, зато быстрее, чем кружным нахоженым путем через Атлантику. Но главное — разведка с воздуха вас не засечет.
— Средств обнаружения подо льдом не существует, — подтвердил Дмитрий Маслов. — Ни спутниковых систем, ни гидроакустических. Если подводную лодку потерять подо льдом, то найти ее можно лишь в тот момент, когда она выйдет из-подо льда…
«Диалог на понимание» перед той же камерой продолжил командир дивизии.
— Сколько времени длился поход
— Порядка 90 суток, — контр-адмирал Старшинов был по-военному краток.
— Из них под водой
— 90 суток.
— То есть вообще не всплывали
— Нет. Подводная лодка отработала задачи в дальней морской зоне, ни разу не всплывая, — без подробностей, но твердо заключил комдив.
Он, как выяснилось, был старшим на борту в том рискованном походе. А сам подледный переход «туда и обратно» уже вошел яркой строкой в историю 24-й дивизии подводных охотников. Сформированная в октябре 1985 года, она последовательно приняла в своей состав семь АПЛ третьего поколения, построенных на «Севмаше» по проекту 971 «Щука-Б» санкт-петербургского МБМ «Малахит». Первой (и головной для таких кораблей северодвинской постройки) стала К-480, принятая флотом в конце 1988 года и получившая наименование «Барс», позднее — «Ак-Барс».
Вслед за ней, начиная с К-317 «Пантера» в 1990-м, приходили уже именные корабли все той же «звериной» серии: в 1991 году — К-461 «Волк», в 92-м — К-328 «Леопард», в 93-м — К-154 «Тигр», в 95-м — К-157 «Вепрь». К-335 «Гепард» был достроен, испытан и передан в боевой состав только в конце 2001 года. В каком-то смысле он стал «поскребышем» в своей серии — следовавшие за ним К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» достраивать не стали, а уже созданные корпусные заделы были использованы при проектировании и строительстве кораблей четвертого поколения проекта 955 «Борей».
Но «Гепард», как мы теперь понимаем, оказался не простым «поскребышем» — в его проект и боевое оснащение уже на стадии строительства было внедрено немало конструктивных и технических новаций, включая более совершенные системы поиска и обнаружения подводных лодок. А сам этот корабль и его экипаж еще на стадии постройки унаследовали Гвардейский флаг от дизельной подлодки К-22 времен Второй мировой войны.
Выпускник ленинградского Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени Попова лейтенант Дмитрий Маслов пришел на Северный флот в 1998-м — всего за три года до приема в его состав АПЛ «Гепард». Начинал инженером гидроакустической группы, а подводного опыта, по его признанию, набирался в экипаже К-461 «Волк» под командованием Анатолия Минакова.
В 2008-м, после окончания Военно-морской академии в Санкт-Петербурге, был назначен старпомом на «Гепард». И до того, как повел этот корабль уже в качестве командира в дальний поход подо льдом, Дмитрий Маслов участвовал в четырех «автономках» различной сложности, сообщает еженедельник «Звезда».
По их же данным, за плечами у капитана I ранга Маслова 38 тысяч морских миль, из них 25 тысяч пройдено под водой.

.