Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Урок музыки», Герард Терборх

 

«Урок музыки», Герард Терборх 1675г. Холст, масло. Размер: 9 х 58,5 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Картина очень сложная, поэтому наивные суждения

1675г. Холст, масло. Размер: 9 х 58,5 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Картина очень сложная, поэтому наивные суждения искусствоведов будут не к месту. Следует объяснить: наряд девушки и почему она не играет, а настраивает виолу; почему темный фон, маэстро в темном и с закрытыми глазами; странный стол – простой, деревянный, под тяжелым ковром. У задней стены, сложенной из плиток темная дверь, справа и слева картины. На столе смычок, ноты, светлый и темный платки. Черный блокнот. Маэстро и просто молодой человек. Хорошее молодое лицо. Левая рука у низа груди, как места рождения чувства. Оно по белому жабо на груди перемещается вверх и по острию его поднимается к горлу – рождается музыка. Закрытые глаза позволяют отвлечься от окружающего, а темнота вокруг способствует этому.
Музыкантша и просто девушка. Но в первую очередь, она – сама музыка: еще не звучащая, но готовая зазвучать. Чтобы определить, о чем музыка, или, правильнее сказать, какой текст она сопровождает, следует подняться по одеянию девушки. Если композитор-маэстро создает внутреннее звучание, то исполнитель-девушка воспроизводит его в звуке. Оттого она вся светится. Шелковая широкая юбка (светящийся шелк каффа), от колен и ниже цвет ее все более темный. Это первые такты музыки; они передают неопределенность, смутные, неясные чувствования, хаотичное переплетение разных состояний без томления. По мере продвижения вверх в темное полотно втекают белые волны, которые затем образуют широкий круг. Это светлая переливающаяся музыка томления, надежд, мечтаний, зрительных фантазий. В нее постепенно вклиниваются страстные клинья лифа красной кофточки. Здесь музыка говорит языком страстей, когда молодое существо уже имеет перед собой объект ее приложения – девушку. К этому времени (второй половине 17 в.) музыка уже научилась выражать язык страстей, вести любовные монологи и диалоги, мелодия могла выражать эмоции.
Растекаясь всплеском по рукавам-буф красное переходит в белые манжеты, оголенным локтям и кистям рук, а вверху к черному меховому переливающемуся воротнику и оголенной шее. В белых манжетах предполагаю видеть успокоение страсти, имеющей возможность перейти к касанию обнаженных рук; в меховом воротнике – момент взрывного действия страстей при физическом сближении. В открытой шее – женское тело. Далее идет валик волос прически. Волосы бесчувственны… Может быть, здесь речь идет о конце жизни
Перед нами и музыкальное сопровождение пения, и текст песни, и периоды сближения в живой жизни двух молодых музыкантов. Музыка – поддержка пению, гибкого и конкретного изображения психических состояний и выражения страсти. Полагаю, что следует найти песни той поры и их текст позволит раскрыть картину более точно. В столе с ковром вижу альков и полог занавесей, скрывающих в темном пространстве тайны любящих. Замечание. Инструмент на картине искусствоведы называю лютней, но лютня инструмент щипковый, подобие гитары. Здесь же смычковая виола вертикального положения.
О других шедеврах по тегу

 

Источник