Ёптель

это не вероятно, но факт!

«В поисках Немо» (2003): Когда дети исправляют родителей

 

«В поисках Немо» (2003): Когда дети исправляют родителей В далеком 2003 году, когда компьютерная анимация только-только появилась на больших экранах, завораживая своей яркой и красочной

В далеком 2003 году, когда компьютерная анимация только-только появилась на больших экранах, завораживая своей яркой и красочной картинкой, вышла мультипликационная картина «В поисках Немо», пятый мультфильм известной студии Pixar, дистрибьютором которого выступила компания The Walt Disney Company. «В поисках Немо» получил множество зрительских восторгов и стал одним из первых анимационных фильмов, получивших премию Оскар.

Мультфильм рассказывает о проблемах в маленькой семье рыб-клоунов, состоящей из отца Марлина и его сына Немо. Из-за своего непослушания Немо попадает в руки к аквалангистам и в результате оказывается в аквариуме. Основная часть мультфильма состоит из поисков Марлином своего сына Немо, в которых ему помогает забывчивая рыбка по имени Дори. В течение истории все участники переживают небывалые приключения. В конце концов, семья Марлина и Немо воссоединяется, а проблемы и недопонимание в их семье заменяются любовью и сотрудничеством.

Чему учит этот мультфильм

Родитель не эталон, а тот, кто может ошибаться (+/-);

ослабление авторитета родителей в глазах ребёнка (-).

В начале мультфильма мы знакомимся с семьёй рыбок-клоунов, какой она была до основных событий мультфильма. Марлин был женат на рыбке по имени Корал, и счастливая пара ожидала рождения целого потомства. Однако около их рифа оказалась хищная рыба барракуда и напала на их семейство. Марлин пытался дать отпор, но потерял сознание от удара недруга. Когда герой пришел в себя, его жены уже не было в живых. Как и всех их детей-икринок, кроме одной, из которой и появился главный герой истории, Немо. Ввиду ужасной трагедии, которая произошла с семьёй, Марлин поклялся себе всегда оберегать своего единственного сына.

В одном из эпизодов Немо со своими друзьями сбегает от учителя и подплывает к самому краю рифа. Там ребята видят лодку и устраивают спор, кто ближе к ней подплывет. Нырк, Блёстка и Шелфик делают свой ход, и остается только Немо. Он колеблется и говорит, что папа ему запретил плавать за границами рифа, так как это опасно (Марлин поклялся всегда оберегать Немо поэтому он так гипер-осторожен и гипер-заботлив). Тут около компании случайно появляется Марлин и, конечно, бросается к сыну с упреками, что тот собирался его ослушаться. Немо объясняет, что это не так. Друзья сначала поддерживают его, но в конце добавляют: «Он просто струсил» Это цепляет Немо, он ослушивается Марлина и прямо на его глазах демонстративно плывет к лодке. Немо подплывает так близко, что даже касается её. Марлин боится плыть за ним и в гневе кричит, чтобы тот возвращался, и обещает его хорошенько отругать.

Внезапно около лодки появляется аквалангист и ловит Немо. Марлин оказывается полностью беспомощным в этой ситуации, он попытался спасти сына, но появился второй аквалангист, который сфотографировал Марлина, и тот, ослепленный вспышкой, полностью потерял ориентацию в пространстве. Придя в себя, он лишь увидел след от моторной лодки, которая направилась в Сидней.

Смотря подобные сюжеты, где родитель изображен слабым и никчёмным, а ребёнок имеет над ним власть и задаёт нужные ему изменения в родителе, маленький зритель усваивает аналогичный взгляд на собственных родителей. В результате родители воспринимаются неавторитетно, кем-то «не таким важным», кого надо менять или отрицать, если что-то не так, по мнению ребёнка. При отсутствии уважения и послушания родителям полностью ликвидируется фактор родительского воспитания (привитие ребенку нравственности, передача жизненного опыта, информации о культуре и традициях его рода), которое легко замещается воспитанием «извне», силами СМИ (под влиянием внешней информационной среды). Подобный элемент сюжета «В поисках Немо» не случайность.

Правда, стоит упомянуть, что вредоносную семейную мораль мультфильма существенно смягчает то, что Немо тоже приходится серьёзно потрудиться и поработать над собой после того, как он инициирует раскол с отцом, а также то, что отношения в семье рыбок-клоунов очень убедительно меняются в положительную сторону в конце истории.

Другие семейные образы (-)

К середине мультфильма мы также знакомимся с другой семьёй семьёй морских черепах, снова состоящей из отца и сына (ещё один образ неполной семьи). Отца зовут Краш, а сына Отпрыск. Отношения между ними изображены ладно и гармонично, что является полной противоположностью отношениям Марлина и Немо. Встретив эту семью, рыбка-клоун воспринимает её как эталон и решает, что не стоило быть таким строгим с Немо. Знакомство с семьей черепах становится переломным моментом в сознании Марлина, после чего он решает раз и навсегда измениться.

Образ этой семьи портит не только её неполнота, но и «молодежный сленг», на котором они общаются. Практически через каждое второе слово что отец, что сын говорят слово «чувак». Также в их лексиконе присутствуют слова: улёт, отпад, клёво, прикольчик, mini-man. Вместо слова «голова» слово «репа». Ну, и самое главное с именем своего ребёнка Краш вообще решил не заморачиваться и назвал его «Отпрыск». Вот такой вот изображается «эталонная» семья.

Превосходство женщины над мужчиной (-)

В дружеских отношениях между Марлином и Дори прослеживается явное превосходство женского образа над мужским. Это касается правильности принятия решений, поведения в той или иной ситуации и личных качеств.

Проследить это можно в следующих эпизодах:

Марлин очень напуган встречей с акулами-вегетарианцами и считает, что это какая-то ловушка. Герой дрожит и пугается любого резкого движения. Дори же ведёт себя с точностью наоборот. В эпизоде с акулами она спокойна, доброжелательна, высказывает своё мнение и поддержку. Возможно, что из-за её склероза она вовсе забыла, кто такие акулы, и чем они питаются. Тем не менее, факт остается фактом мужской персонаж в сцене потенциальной опасности напуган и дрожит, а женский спокоен и уверен в себе.

В одном из эпизодов Марлин находит маску для плавания, на которой указан адрес аквалангиста, поймавшего Немо. По неосторожности маска падает глубоко в бездну. Марлин очень расстраивается, он боится глубины, в которой царит кромешная тьма, и почти смиряется с тем, что больше никогда не увидит своего сына. Дори же снова ведёт себя противоположно Марлину: «Эй, мистер, а знаешь, что тебе надо делать Всё вниз и вниз, всё вниз и вниз. Поплыли!» Дори спокойно, даже с неким задором и радостью отправляется на дно пучины. Своим оптимистическим настроем она вселяет силу и уверенность в Марлина, и он следует за ней. Конечно, это можно рассматривать и как положительный момент: изображена дружба между двумя рыбками, и одна не дает пасть духом другой. Но с точки зрения мужского и женского образа в мультфильме получается та же картина. Женский образ наделен смелостью, оптимизмом, решительностью, а мужской же трусостью, пассивностью, неуверенностью. Женщина мужественна и поставлена выше мужчины.

На пути к Сиднею герои теряются и решают спросить дорогу у косяка серебряных рыб-ласточек. Те им помогают, Марлин их благодарит и быстро плывёт в указанном направлении. Дори немного задерживается и косяк рыб успевает предупредить её о том, что впереди будет расщелина из двух рифов, и нужно будет проплыть между ними, а не поверх них. Дори, правда, тут же забывает, что ей сказали рыбки, и когда она с Марлином подплывает к расщелине, то просто интуитивно говорит, что стоит плыть между рифов. Она не помнит, откуда эта информация, и Марлину это не кажется верным поступком. Расщелина выглядит мрачно и устрашающе, Марлин предполагает, что там их ждёт опасность, и поэтому надо плыть сверху.

Дори оказывается не в силах переубедить Марлина и поэтому от безысходности плывет за ним. На вершине их окружает большой косяк медуз. Рыбе-клону укусы медуз не причиняют боли (но всё же парализуют нервную систему), а Дори подвергается настоящей смертельной опасности (погибнуть от болевого шока). Медузы жалят Дори, она теряет сознание, и Марлину приходится вытаскивать её. Марлин как настоящий герой из последних сил вырывается из жалящих щупалец, спасая собственную и Дорину жизни. Это очень положительный пример настоящего мужского поступка, но Очевидно, раз правильность решения насчёт прокладывания пути была отдана женскому персонажу, то образ мужчины в этой ситуации снова оставляет желать лучшего. Несмотря на геройский поступок Марлина, внимание зрителя концентрируется и на том моменте, что если бы он послушал Дори, то всё было бы хорошо. Снова женщина превосходит мужчину.

По пути в Сидней наши герои видят вдалеке большую, тёмную, загадочную рыбу. Марлин говорит, что она сулит опасность. Потом эта рыба начинает издавать какие-то звуки, и Дори понимает, что это кит. Она говорит, что знает «китовый» язык (хотя откуда склерозной рыбке знать чужой язык), и что она может попросить у него помощи и узнать дорогу. Марлин возражает (он боится того, что кит их может съесть), но он смотрит на шрам Дори, оставленный медузами, который она получила по его вине, и уступает Дори в принятии решения. Дори вступает в диалог с китом, в результате он им оказывает неоценимую помощь.

Мультфильм продвигает явное превосходство женщины над мужчиной, что является ложным посылом и воспитывает у зрителя соответствующее ложное понимание полов: женского пола как якобы естественно превосходящего, наделённого мужеством, активностью и другими мужскими чертами, а мужского пола как слабого и подчинённого.

 

Воспитание деструктивной толерантности (-)

Ещё стоит отметить эпизод, где Марлин и Дори встречаются с хищными рыбами.

Три друга (две акулы Бугор и Чавк и рыба-молот Якорь) пытаются вести «некровожадный» образ жизни (то есть быть вегетарианцами). Они не едят других рыб и учатся относиться к ним дружелюбно. Одна «вегетарианка» из этой компании рассказывает, что не ела рыбу уже на протяжении трех недель. И в то время, как наши герои гостили у хищников, рыбка Дори ненароком разбивает нос, и когда потекла кровь, всё стало на свои места. Одна из акул (Бугор) почуяв запах крови, тут же набросилась на рыбок.

Другие два хищника стали сдерживать «озверевшего» товарища (странно, почему У них что, с обонянием проблема По логике, они тоже должны были броситься на рыбок). Марлину и Дори удаётся убежать от акулы, и можно подумать, что зритель их больше не увидит, но Но они появляются в конце мультфильма. Бугор, Чавк и Якорь проводят Дори до дома (к Марлину), после их очередного собрания. Хищники опять изображаются абсолютно спокойными и не жаждущими полакомится рыбкой.

Образы этих хищников носят двойственный характер. С одной стороны показывается, что «против своей природы не попрёшь» (инстинкты, заложенные природой не подавить). Но это очевидно практически каждому ребёнку. Ведь почти каждому, в детстве, родители показывают и рассказывают, что у кошки рождаются котята, у собачки щенята, а овечка кушает травку, волк кушает овец. И быть наоборот не может. У кошки не родятся щенята, а волк не начнёт есть травку. Но с другой стороны зачем режиссёры изображают акул, питающихся водорослями, когда по своей природе они питаются рыбой В начале мы видим «нехищного» хищника (неприродно), потом он становится «хищным» (природно), а в конце мультика опять «нехищным» (неприродно). Т.е. здесь продвигается идея, что в мире нет ничего невозможного «акулы могут быть некровожадными». Попадая в голову ребёнка, подобный посыл может развить в нём «толерантность» (спокойное отношение) к ненормальности.

Отмотаем время на 13 лет вперёд и посмотрим на мультик «Зверополис», повторяющий ту же идею и показывающий хищников «нехищными» (что также неприродно).

Позитивные ролевые модели для ребёнка герои Немо и Жабр (+)

Рассмотрим то, как вел себя главный персонаж мультфильма, Немо, и что делал, попав в неволю в аквариум.

Сначала, попав в новое место, Немо паникует. Он всего пугается, мечется из стороны в сторону и от страха зовёт своего папу. По неосторожности Немо попадает в фильтр (продолговатая, пластиковая трубка, опущенная в аквариум). Фильтр начинает его постепенно засасывать, Немо зовёт на помощь. Здесь сразу же появляются все обитатели аквариума: Найджел, Бульк, Жак, Персик, Пузырь, Бриз, Грот и Жабр, который появляется последним. Жабр, как и Немо, родился и жил в океане, пока его не поймали и не поместили в аквариум (все остальные рыбки аквариума магазинные). Жабр изображен серьёзным, сильным и целеустремленным.

Находясь в фильтре, Немо говорит, что он не может из него выбраться, сетуя на свой недоразвитый плавник (один плавник меньше другого), он просит, чтобы ему помогли. Рыбки готовы помочь, но тут вмешивается Жабр:

Ты сам туда попал, сам оттуда и выбирайся.
Но у меня один плавник меньше другого.
Ну и что Мне это не мешало.

И демонстративно проплывает мимо Немо, показывая свой, такой же, повреждённый плавник. Увидев это, Немо воодушевляется, начинает слушать команды Жабра, и с успехом выбирается из ловушки.

Данное действие безоговорочно положительный поведенческий шаблон. Это яркий пример того, что паника в экстренных ситуациях твой главный враг. И нет ничего невозможного, даже если у тебя имеются физические отклонения, главное верить в себя и свои силы.

В другом действии, когда очередной план Жабра по побегу из аквариума оборачивается неудачей, Немо уже изображается не напуганным и беспомощным, а достаточно целеустремленным и уверенным в своих силах мальчишкой. За время пребывания в аквариуме Немо вырос (развился) духовно, переняв лучшие качества Жабра. В итоге, на фоне всех рыб аквариума, которые поникли духом, Немо пробует ещё раз воплотить план Жабра в жизнь, и вторая попытка оказывается удачной.

Ближе к концу мультфильма, когда Марлин и Дори подплывают к Сиднею, они знакомятся с пеликаном Найджелом, который доставляет их прямиком к аквариуму, где находится Немо. Через окно кабинета дантиста Марлин видит Немо и говорит Найджелу, что нужно выручать его сына, и пеликан залетает прямо в кабинет дантиста, начинается заварушка. Немо оказывается без сознания возле раковины. Жабр видит, что появился шанс спасти его. С помощью других рыб Жабру удается выпрыгнуть из аквариума, и подтолкнуть Немо к умывальнику. Через водосток Немо оказывается на свободе в океане. Жабру, как и Немо, больше всех хотелось вернуться домой. Но он дал обещание, что помочь Немо его первоочередная задача. Также он обещал рыбкам в аквариуме, что они покинут этот стеклянный ящик только все вместе (им удалось выбраться на свободу в самом конце мультика). Каждое из этих обещаний он сдержал. Жабр ставит чужие интересы выше своих. Он отличный пример для юных зрителей.

Параллельно с этими событиями Найджела выталкивают за пределы кабинета и закрывают окно, и Марлин понимает, что больше не сможет увидеть своего сына. Он не замечает того, что его сыну удается «смыться» в океан.

Марлин отчаялся, он благодарит Дори за то, что помогла добраться ему до Сиднея, но теперь пришло время возвращаться домой, и им пора расстаться. Дори в расстроенных чувствах уплывает в противоположную сторону и встречает Немо. Затем они догоняют Марлина и осуществляется долгожданная встреча отца с сыном.

Но радость от встречи отца и сына длится недолго Дори вместе с косяком сельди попадает в рыболовную сеть. За время, проведенное в аквариуме, Немо научился у Жабра тому, что сила в единстве (сплоченности). Немо понимает, что совместными усилиями всех рыб можно порвать сеть, но для этого нужно всем сразу плыть вниз. Он вплывает внутрь сети и говорит об этом рыбам, и сеть успешно отрывается от корабля. Это одна из самых эмоциональных сцен мультфильма.

Немо и Дори спасены, и все трое успешно возвращаются домой.

Затем нам демонстрируется, как изменились отношения в семье рыбки-клоуна. Теперь Марлин энергичен, полон энтузиазма, готов к приключениям и свободен от боязни к опасностям. Видя то, как изменился папа, в конце мультфильма Немо говорит: «Папа, я люблю тебя».

Мотивы об охране природной среды (+)

Стоит также напоследок отметить, как в мультфильме изображается отношение человека к дикой природе. Большинство рыбок (магазинных) в аквариуме выглядят явно нездоровыми (один, как сумасшедший плавает и ловит пузырьки, другая разговаривает со своим отражением, а третий, так вообще, кушает свой кал). А Жабр целиком и полностью отображает своим видом печаль и тоску по своему дому. Подобные черты рыбок хорошо демонстрируют то, что животные не созданы для

Источник