С 1992 года население в России ежегодно сокращается, если учитывать естественную убыль. Самые высокие показатели естественной убыли населения пришлись на период с 1999 по 2003 год. Каждый год Россия теряла почти по миллиону человек. С того времени только три года показали позитивную статистику, когда рождаемость превышала смертность (хоть и немного): 2013 г., 2014 г., 2015 г.
Самый худший показатель был в 2021 году — естественная убыль составила 1 043 341 человек. В прошлом году — 594 557 человек. Государство пытается компенсировать демографию за счет мигрантов, и в период с 2009 по 2017 это получалось. Закономерным образом такое решение привело к повышению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также к усилению диаспор.
Для решения проблемы демографии Общественная палата РФ и Министерство просвещения пришли к идее, что нужно вводить в школах урок «семьеведение», где детям будут преподавать традиционные ценности семьи, любви и нравственности. Это должно привести к повышению рождаемости. Идея интересная, потому что многие действительно не разбираются в том, что такое семья и как нужно воспитывать детей. Это часть нашей жизни, в которой нужно разбираться. Не уверен, что для этого подойдут «традиционные ценности». Лучше руководствоваться научными исследованиями психологов и педагогов. Но это лирика. Важно другое — как хотят реализовывать проект на практике
Православные уже имеют опыт преподавания похожего курса. С 2020 года в Самарской области организация «Союз православных женщин» продвинула обязательный курс «Нравственные основы семейной жизни» во всех школах при поддержке губернатора.
Председатель «Союза православных женщин» Наталья Вильевна Дмитриевская во время круглого стола «Семьеведение в школе: новое или хорошо забытое старое», который прошел 18 августа 2023 года, заявила, что число школьников, не желающих создавать семью, сократилось в 2 раза: с 8% до 4%. То есть их изначально было мало, теперь стало еще меньше. С учетом статистической погрешности (5%) результат нельзя считать валидным. Зато увеличилось число тех, кто хочет создать многодетную семью (процент не приводится). Также увеличилось число ребят, которые хотят вступить в брак один раз и на всю жизнь: с 49% до 85% (стоит отметить, что статистика была представлена без каких-либо ссылок).
Вдобавок Наталья Вильевна недвусмысленно заявляет:
«У нас страна многоконфессиональная, но семейные ценности одни. В любом случае мы говорим о семье, какая разница с кем Может быть там картинки… Он не должен быть чисто православным, но все-таки нельзя забывать, что он в православной стране живет, и у нас это основная религия. Согласна, что не нужен религиозный компонент, но если вы посмотрите этот курс, там нет религиозного компонента. Там про нравственность!»
Наталья говорит, что в курсе нет религиозного компонента (хотя разрабатывался он при поддержке РПЦ), но какой-то тогда смысл говорить о том, что там картинки какие-то, что мы живем в православной стране и представители других религий должны не забывать об этом Похоже, Наталья слегка заговорилась и не смогла согласовать свои тезисы. Думаю, нет смысла прояснять, что Россия — светская страна, и образовательные программы должны быть светскими, а не конфессиональными. Но кого это волнует
Председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко стал рассказывать о христианстве, что князь Владимир женился на византийской принцессе Анне, и с этого началась христианизация Руси. Рыбальченко предложил, чтобы курс семьеведение вели православные священники.
Также во время заседания были предложения включить курс семьеведения во все учебные предметы, чтобы каждый преподаватель мог нативно внедрять семейные ценности ученикам.
В итоге участники стола четко не определились, кто же должен преподавать курс «семьеведение». Если курс нативно включить в каждый предмет, то может выйти, что учительница без мужа или с детьми от разных мужчин будет говорить детям о традиционных семейных ценностях. Если курс вести отдельно, то где взять столько специалистов Если курс будет вести священник, то это нарушает принцип светскости. Более того, для многих РПЦ перестала быть авторитетным институтом. Священники не всегда являются эталонными семьянинами.
Вопрос о преподавании традиционных ценностей в школах возник давно. Для сравнения привел мусульманские страны, где эти «ценности» высоки, и страны Европы, где «традиционные ценности» ниже, чем у нас. Оказалось, что Россия по уровню рождаемости ничем не отличается от стран Европейского союза. Есть религиозные страны, где коэффициент рождаемости ниже, чем в России. Есть нерелигиозные страны, где коэффициент выше, чем в России. При этом население в нашей стране снижается высокими темпами из-за необычайно высокой смертности и низкой рождаемости.
Есть хороший пример антирелигиозной Франции, где коэффициент рождаемости составляет 1,8. В России — 1,5. Как так получается, что Франция выигрывает у России Можно подумать, что дело в мигрантах, но это не так. Естественный прирост среди самих французов выше, чем в России, потому что власти Франции делают большой упор на социальной политике. Женщинам проще рожать детей, если это не препятствует их карьере. Поэтому во Франции при предприятиях есть ясли, мужчины берут часть декретного отпуска на себя (это очень важно), государство предоставляет множество льгот и пособий молодым семьям, развит институт нянь (государство оплачивает их услуги). Там создаются социальные условия для того, чтобы женщинам было проще содержать и воспитывать детей.
Если приводить пример с религиозными развитыми странами, где высокий уровень рождаемости, то это ОАЭ. Религиозные семьи больше предрасположены к рождению детей. Однако в России ситуация кардинально иная: мы давно не православный народ. Поэтому единственный адекватный для наших условий вариант повышения рождаемости: создание социально-экономических условий, а не пропаганда православия в школах.