Ее творческий путь начался в 1910 году в Казанском художественном училище, где она познакомилась с Александром Родченко, студентом того же училища, который стал ее спутником на всю жизнь. Вместе с Родченко художница переехала в Москву в 1912 году и продолжила свое ученичество, посещая Строгановское училище и занимаясь у Михаила Леблана и Константина Юона. В начале своей карьеры Степанова восхищалась поэтами-футуристами и самостоятельно развивала то, что стало известно как беспредметная визуальная поэзия, примером которой являются такие произведения, как «Зигра Ар» и «Гауст Чаба». После Октябрьской революции Варвара Степанова стала все больше интересоваться искусством, которое выражало бы социальное, будучи доступным для масс. Таким образом, она начала экспериментировать с новыми языками, которые одновременно раскрывали и служили толпе, например, с дизайном одежды, который затем воспроизводился в промышленных масштабах и продавался через популярные издания, такие как Журнал Левого фронта Искусства. В 1920-е годы ее работы олицетворяли русское авангардное направление, известное как конструктивизм, для которого характерны крупномасштабные полотна со статными фигурами. Картины были выполнены в соответствии с геометрическими изобразительными ценностями, которые должны были воплотить позитивный дух, пронизывавший расцвет послереволюционного российского гражданина. С 1920 по 1925 год художница преподавала в Академии социального воспитания имени Крупской, а с 1922 года начала сотрудничать с театрами, в том числе с Театром революции, для которого создала декорации и костюмы к спектаклю Мейерхольда «Смерть Тарелкина». Вместе со многими художниками-авангардистами Степанова создавала работы в самых разных жанрах — от традиционной живописи до декоративного оформления общественных пространств. Она также сотрудничала с журналами, и вместе с Родченко активно экспериментировала с фотографией.