Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) — пионер украинского дизайна.

 

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

«Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного периода, я также много времени как художник-конструктор отдавал экспериментальной работе, а также графике и педагогической работе. Повышая свои знания в области живописи и рисунка, я стараюсь использовать великое наследие прошлого искусства всех времен и народов; анализируя и познавая законы образного мышления, я прихожу к убеждению, что культурный багаж советского художника еще очень мал и не дает великого искусства, свойственного многим эпохам прошлого. Причину этого вижу в упадке профессионального мастерства, в плохой постановке учебного процесса. 20 лет моей педагогической деятельности говорят <о том>, что основная косность лежит в плане недомыслия пути постижения грамотности основ нашего ремесла. Учебный процесс ведет к поверхностному дилетантизму. Постигшие эту дилетантскую систему, в свою очередь, прививают ее следующему поколению, таким образом, круг замыкается.
Молодые люди, т. е. художники, спешат показать свое лицо, впадают в крайности, т. е. заимствуют крайности, принимая прием (почерк) за оригинальное толкование формы, не пытаясь даже отдать себе отчет<а> в этом. Трюкачество стало настолько распространенным явлением, что многие видят в этом лицо «гения». Только посмотреть и послушать, как на показе своих работ они стараются постичь, «как это сделано», недоуменно смотря друг на друга.» — Василий Ермилов
___________________________________
В 1920-х начале 1930-х имя Василия Ермилова гремело по всей Украине, а Харьков в те годы был буквально пропитан его духом. «Все харьковские улицы и дома кричали плакатами, лозунгами, щитами работы Василия Ермилова, писал в 1931 году его современник Валерьян Полищук. «Это был пафос революции в красках».
Василий Ермилов был одним из первых педагогов художественного техникума (теперь Харьковская государственная академия дизайна и искусств), где преподавал в 19211935-м и 196367-м годах.
Художественное образование Ермилов получил в Харьковской художественно-ремесленной мастерской (19051909), где учился у Ладислава Тракала, выпускника Пражской художественно-промышленной академии. Кроме традиционных живописи и композиции Тракал большое внимание уделял изучению орнаментов славянских народов, что позже активно будет использовать Ермилов в монументальной живописи и книжной графике. Свою учебу художник продолжил в студии Э. Штейнберга, А. Загонова и А. Грота, ученика парижской мастерской Анри Матисса, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, студии И. Машкова и П. Кончаловского.
Сам же Ермилов считал началом своего творчества 1914 год, когда он увидел в Москве знаменитую коллекцию Сергея Щукина и работы Пабло Пикассо. Кубистические композиции произвели на молодого Ермилова неизгладимое впечатление он сделал несколько копий и стал следовать их стилистике. В Москве он познакомился с поэтами-футуристами Владимиром Маяковским, Василием Каменским и Велимиром Хлебниковым.
В процессе становления художественное искусство Василия Ермилова приобрело ярко выраженную лаконичность, которая проявлялась в «двух-трех цветах, двух-трех геометрических элементах, двух-трех материальных фактурах (жесть, дерево, гудрон)», как описывает ермиловскую лаконичность искусствовед Дмитрий Емельянович Горбачев.
Именно эта художественная лаконичность Ермилова некоторыми искусствоведами считается проявлением «бедного» искусства, однако эта «бедность» никак не отражалась на внутреннем содержании произведений «пионера украинского авангарда».
Благодаря не только лаконичности в искусстве, но и отточенной технике обработки разного рода материалов, построению (доведенному до идеала) пропорциональной гармонии, в основе которой лежало противопоставление угловатых и плавных плоскостей, Ермилов достигал мастерского композиционно-ритмического эффекта в своих работах. Помимо этого, в работах Василия Дмитриевича проявляется некоторая трепетность в отношении к народному ремеслу и образам украинского прикладного искусства.
» Ермилов бедствовал. Его постоянно «били рублем», т.е. не давали заработка. Гениальный «Проект ленинской эпохи» для центральной площади Харькова отклонили в пользу банального Ильича, который до сих пор стоит в первой столице Украины. Но Ермилов не унывал. Он когда-то был с «душевным бедняком» Велимиром Хлебниковым, который называл его Ермушей. Хлебников считал бедность за превосходство и жаловался Есенину, что в его харьковской комнате много мебели. Стояла там лишь скамеечка. «Зачем мне табуретка Я могу стихи писать на подоконнике».
Поэтому Ермилов творил бедное, то есть удивительно лаконичное искусство. Западный историк пошутил: «Для полноценной композиции Ермилову нужны две палочки, а Лисицкому минимум три». Помню его слова: «Художников, как я, в двадцатых годах было немного. Я не сомневаюсь, что слава ко мне придет». Она пришла к нему, предшественнику минимализма и концептуализма, лишь после смерти.
Друзья Ермилова вспоминают, что руководство харьковского Союза художников отказалось предоставить зал для гражданской панихиды по нему. Мол, человек, которого исключили из Союза за космополитизм, хотя спустя время и снова приняли, не стоит таких почестей. Погребальная машина с гробом постояла у дома Союза и отправилась на кладбище. По дороге на нее наехал трамвай. Из автобуса с гробом потекла красная краска.
Почему украинец Ермилов был исключен по «еврейской» статье «космополитизм» Дело в том, что по требованию Сталина, чтобы скрыть антисемитскую сущность этой кампании, каждый десятый должен быть славянином. В Киеве, например, им должен был стать Петрицкий, но ЦК компартии Украины попросил заменить его другим славянином. И на это место попал художник Овчинников. В Москве десятое место пришлось на учительницу Ермилова художницу Марию Синякову.
Чтобы финансово послужить Ермилову, музей купил у него для библиотеки три редкие издания двадцатых годов за 30 рублей (три килограмма хорошей колбасы). Я решил подать в закупке министерством культуры эскиз революционного плаката 1920 года. Заведующим министерской комиссии, которая покупала произведения искусства, был чиновник, который в 1949-м исключил Ермилова из Союза. Человека, который «завалил самого Ермилова», повысили и сделали начальником в Киеве. Чтобы не рисковать, начальник таки назначил цену за революционный плакат, но унизительную — 20 рублей. Ермилов узнал об этом (как позже выяснилось) от моего друга Парниса и передал мне протест. Протокол закупочной комиссии вел я, там было много разных произведений, и я поставил против фамилии Ермилова цифру 100. На эту цифру гений дизайна отозвался одобрительно: «Я хотел бы получить эту сумму, пока я в вертикальном положении». Министерство выплачивало долги медленно. Сто рублей получила вдова Ермилова…
Приведу рассказы Василия Дмитриевича о своем друге и соратнике Петрицком. В 1937-м они вдвоем готовили в Харькове проекты оформления украинского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Петрицкий рисовал импульсивно, еще и комментировал: «Видишь, линия идет сама туда, куда следует». Завистники ославили Петрицкого: он рисовал портрет врага народа Скрипника. Эскизы были отклонены, а Петрицкого решено передать в руки НКВД. Делалось это тогда «по просьбе трудящихся». Ермилов показал мне статью в харьковской газете, подписанную четырьмя «трудящимися с пристальным глазом». В ней покорнейше просили расстрелять двух плохих художников — Касияна («Зачем он прибыл с Запада на Советскую Украину») и Петрицкого, который рисовал врагов народа. Ермилов встретил своего друга за неделю в кафе и сразу даже не узнал — так он потемнел.
Позже харьковский художник Страхов рассказал мне о дальнейших событиях. Дело двух «отщепенцев» рассматривало собрание харьковских художников. Так тогда полагалось делать. Для статистики присоединили к тем двум еще и Страхова. На собрании Касиян, схватившись за голову, нервно раскачивался, как еврей на молитве. Петрицкий сидел как аршин проглотил, и, не моргая, смотрел на президиум. А Страхов не растерялся: «Я выбежал на трибуну и начал кричать на президиум — на кого руку поднимаете Петрицкий прославил социалистическое искусство за рубежом, Касьян был советским гражданином еще в Праге. Мой плакат с Лениным получил золотую медаль в Париже, и коммунисты всего мира носят значки с этим изображением». Собрание было деморализовано и не решилось осудить своих товарищей.
Как и все футуристы, Ермилов в искусстве нарушал запреты и табу. Во многих его произведениях предметом игры была обнаженная натура. Показал он мне эротические рисунки японцев, и не почувствовав оживленной реакции, к этой теме в разговорах остыл, разве что напоследок рассказал мне остроумный анекдот: «Грузин танцует с девушкой. Она говорит: «Мне душно. Я отойду к окну». — Дэвушка, когда какнешь, ко мне вернешься» — искусствовед Дмитрий Горбачев, продолжение http://arturaine.com.ua/a/moi-vstrechi-s-geniem-dizayna/
Спустя более 40 лет после смерти дань памяти известному харьковскому художнику-авангардисту и гениальному дизайнеру Василию Дмитриевичу Ермилову была отдана в виде названного в его честь центра современного искусства, который расположился в здании ХНУ имени В.Н.Каразина со стороны спуска Пассионарии.
https://v.com/album-61546782_242323425

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

 

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

Василий ЕРМИЛОВ (21 марта 1894-1968, Харьков) - пионер украинского дизайна. Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа это архитектура малых форм и в основном довоенного

Источник


Добавить комментарий