Ёптель

это не вероятно, но факт!

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график

 

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была домохозяйкой. По материнской линии в семье было двое художников (троюродный брат и прадед), сама Роза была богемной и довольно эксцентричной женщиной, она культивировала в детях Вильмоше, его брате Уильяме и сестре Мэри любовь к прекрасному и учила их немецкому языку. Уже в девятилетнем возрасте Вильмош, которому кисти и акварельные краски заменили игрушки, твёрдо решил посвятить свою жизнь искусству. Он стал готовиться к поступлению в Художественный институт под руководством Адольфа Рейссига. Впоследствии в его честь он прибавит к своей фамилии приставку «Аба» (венг. «отец»).
В 1912 году Новак окончил художественное училище и поступил в Венгерскую королевскую школу рисования, расположенную в Будапеште (сегодня Венгерский университет изобразительных искусств). В том же году начал работать в мастерской знаменитого живописца Адольфа Феньеша, представителя критического реализма. Планы Вильмоша нарушила Первая мировая война: художник был призван в австро-венгерскую армию. Во время службы на Восточном фронте он продолжал брать уроки рисования, его наставником стал Виктор Олгей.
Аба-Новак не оставил службу и не бросил писать даже после ранения в правое плечо. Участвовал в боевых действиях в Галиции, Буковине, Северной Италии. По окончании войны студент вернулся к живописи. В период с 1921 по 1923 годы он каждое лето приезжал в так называемые «художественные колонии» в Сольноке и румынском Бая-Маре. В 1922 году он впервые принял участие в коллективной выставке, организованной Музеем Эрнста. В экспозицию попало 67 рисунков и 20 офортов.
В мае 1924 года состоялась первая выставка Нового общества художников UT, членом которой был и вильмош. В октябре того же года Аба-Новак выставил сразу 18 полотен в Музее Эрнста.
В 1928 году стипендиат Венгерской академии художеств, Аба-Новак отправился в трёхлетнюю командировку в Рим. Компанию ему составили Иштван Сенье, Карой Патко и Пал Молнар, чей стиль был близок итальянскому новеченто (от итал. «двадцатый век»). Основательницей одноимённой группы novecento italiano сформированной в 1922 году, являлась Маргарита Царфати, писательница и возлюбленная будущего фашистского диктатора Бенито Муссолини. Позднее директор университета, Тибор Геревич признавался, что направил учащихся в Рим, чтобы те ориентировались не на вольнодумный Париж, но на стремительно правеющее итальянское искусство: «Вместо того, чтобы равняться на анархистский Монпарнас, они будут обращаться к Риму и куполам Собора Святого Петра».
По мнению венгерского историка Ивана Беренда, в тридцатые годы новеченто стал ключевым трендом в странах Центральной и Восточной Европы ввиду потребности в формировании национальной идентичности после приобретения многими из них независимости (в частности после распада Австро-Венгрии). Новеченто явил собой гремучую смесь спонтанных авангардистских течений 20-х годов и официального, пропагандируемого властями националистического искусства, отсылающего к классицизму.
Аба-Новак сформулировал творческую задачу Нового общества художников следующим образом: «здоровое, максимально конструктивное, свободное от наркотиков искусство» должно создаваться «для коллектива» с целью «искоренить показной модернизм всяческих измов».
В 30-е годы именно венгерские последователи новеченто добились оглушительного успеха в Италии. Так, на венецианских биеннале 1930-го года 85 процентов иностранцев, удостоенных наград, составляли венгры. Одну из работ Аба-Новака приобрёл Муссолини.
Вернувшись на родину Аба-Новак стал одним из лидеров так называемой романской (римской) школы венгерской живописи.
Вскоре он официально перешёл под покровительство венгерской аристократии.
Аба-Новак один из наиболее значительных и узнаваемых венгерских художников XX века. Умело сочетая в своих работах принципы экспрессионизма с элементами итальянского новеченто, он, в отличие от большинства других политизированных художников, выработал свою неповторимую манеру живописи.
Отдельного упоминания заслуживают написанные им фрески в католическом соборе маленького захолустного Яссентандраша. Из-за них в спокойной провинциальной деревне разразился нешуточный скандал. Причиной послужила сцена адских мучений: эксцентричный художник изобразил среди страдающих грешников мэра соседнего города, членов правительства и некоторых своих знакомых. Ходили слухи, что один из персонажей прохожий, отказавшийся угостить Вильмоша сигаретой. А фреска на соседней стене интересна тем, что Иисус на ней изображён мулатом.
Фрески выполнены в технике а секко (от итал. A secco «по сухому»). Этот вид настенной живописи предполагает нанесение краски не на сырую, но на высохшую и повторно увлажнённую оштукатуренную поверхность.
Будучи признанным мастером монументальной живописи, Аба-Новак не оставлял и станковые картины. Любопытно, что и в них отражалась некоторая гигантомания художника. Критики и биографы единодушно отмечают его всеобъятный творческий размах и темперамент.
Из материалов художник предпочитал темперу и нередко изготовлял её самостоятельно; его цветовая палитра отличалась броскостью, граничащей с агрессивностью.
Выбор тематики обуславливался любовью художника как к изображению сельской жизни, так и к наблюдению за жизнью городских низов. В свой зрелый период он увлечённо пишет виды трансильванского Сегеда и жителей Альфёльда.
Аба-Новак добился международной известности и завоевал множество престижных наград, прежде всего Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже 1937 года и Большую премию Венецианской биеннале 1940 года. Если верить легенде, когда Пабло Пикассо впервые увидел картины венгра, он в изумлении воскликнул: «Кто этот гениальный варвар!»
Последние два года жизни Аба-Новак преподавал академический рисунок в будапештском Университете изобразительных искусств. Художник продолжал писать до самой своей смерти от лихорадки 29 сентября 1941 года. Чтобы унять жар и иметь хотя бы малейшую возможность рисовать, он рассасывал кусочки льда. Ему было всего 47, что и по тем временам молодой возраст.
Наследие мастера многочисленные картины и офорты можно найти в частных коллекциях и крупных музеях по всему свету. Прекрасно сохранилась настенная живопись расписанные им церкви функционируют по сей день.
Примечательна судьба фресок, украшающих Портал Героев в Сегеде, посвящённый солдатам, павшим в Первой мировой войне. В 1945 году они были заштукатурены по политическим мотивам указом прокоммунистического правительства. Причиной послужил изображённый на одной из трёх арок адмирал Миклош Хорти, профашистский реакционер и диктатор.
Лишь в 1995 году было принято решение об их восстановлении. Задание было поручено команде из 23 профессиональных художников. На реставрацию ушло шесть лет и 60 миллионов форинтов (денежная единица Венгрии).

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

 

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Вильмош Аба-Новак выдающийся венгерский художник и график Он родился 15 марта 1894 года в Будапеште,. Его отец, Дьюла Новак, работал инженером железнодорожных путей, мать-австрийка была

Источник