Ёптель

это не вероятно, но факт!

ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD

ВВС США начинают проектирование истребителя следующего поколения NGAD Пентагон раскрыл новые подробности работ по перспективной программе NGAD (Next-Generation Air Dominance). Прямо сейчас

Пентагон раскрыл новые подробности работ по перспективной программе NGAD (Next-Generation Air Dominance). Прямо сейчас участники начинают полноценную разработку будущего истребителя 6 поколения, а позже начнут готовить производство опытной машины. На эти работы планируют потратить несколько лет, благодаря чему серийные самолеты могут появиться в строевых частях до конца десятилетия.
По официальным данным
Программа разработки «истребителя следующего поколения» NGAD была запущена в 2015 г. В течение нескольких следующих лет ВВС США и их подрядчики проводили различные исследования и определяли требования к будущему самолету, его оптимальный облик и т.д. В сентябре 2020 г. стало известно, что в рамках программы был построен и испытан в воздухе некий демонстратор технологий. При этом полноценная разработка будущего авиационного комплекса не начиналась.
Новые сведения о проекте NGAD прозвучали 1 июня в ходе конференции американского Heritage Foundation. На мероприятии выступил министр ВВС Фрэнк Кендалл III. Издание Defense News приводит наиболее интересные его заявления, затрагивающие тему истребителя 6 поколения.
По словам министра, сейчас проект NGAD переходит на стадию «проектирования, изготовления и разработки» (engineering, manufacturing and development – EMD). В ходе этих мероприятий будет выполнен технический проект, по которому затем построят первый опытный самолет. Итогом начатой стадии станет запуск серийного производства и поступление техники в войска с последующим выходом на начальную оперативную готовность (initial operating capability – IOC).
Технические подробности программы не приводились, но министр раскрыл некоторые другие любопытные данные. Так, Ф. Кендалл подтвердил, что NGAD по-прежнему рассматривается не как конкретный самолет, а как семейство систем или авиационный комплекс. На единой платформе и общих решениях создадут несколько образцов авиационной техники. В частности, планируется разработать пилотируемый истребитель и беспилотный «верный ведомый» для совместного использования с ним.
Проблема сроков
Также министр обратил внимание на сроки выполнения работ. По его словам, обычно от запуска EMD по новым самолетам до начальной готовности проходит около семи лет. С момента старта NGAD уже прошел этот срок, но пока речь шла только о предварительных исследованиях. Теперь же начинается разработка, и можно отсчитывать годы до завершения проекта. Ф. Кенделл ожидает, что IOC будет достигнута уже в этом десятилетии.
При этом министра не устраивают актуальные сроки выполнения работ. Ему хотелось бы, чтобы новые разработки быстрее проходили все этапы разработки и попадали в войска. Так, в текущей системе разработка нового изделия начинается с экспериментов и демонстраций технологии – и только после этого стартует полноценное проектирование. Ф. Кендалл заявил, что его «не интересуют демонстрации и эксперименты», если они не являются жизненно важными для проекта.
Необходимо как можно скорее переходить к проектированию, что позволит быстрее получить все желаемые результаты. Подобный подход, по мнению министра, сейчас требуется в нескольких перспективных областях. К примеру, необходимо ускорить работы по БПЛА для сопровождения пилотируемой авиации.
Относятся ли эти идеи и предложения к авиационному комплексу NGAD, не сообщается. При этом нужно учесть, что этот проект отличается большой сложностью и до сих пор находился на ранних исследовательских стадиях. Вероятно, теперь его не будут ускорять – по очевидным причинам.
Секретные разработки
Министр ВВС раскрыл общую информацию о текущих работах, но самые интересные данные о программе NGAD по-прежнему остаются закрытыми. Известны лишь некоторые особенности проекта, тогда как точные требования, состав семейства, облик летательных аппаратов и т.д. еще не раскрывались. Кроме того, пока не сообщалось о проведении конкурсного этапа и выборе одного из подрядчиков.
Впрочем, ВВС уже представляет примерный уровень цен на новую технику. В апреле Ф. Кендалл заявил в Конгрессе, что базовый истребитель семейства NGAD будет стоить сотни миллионов долларов – больше, чем любой другой современный боевой самолет или БПЛА.
По известным данным, основой семейства станет летательный аппарат-платформа модульной архитектуры. Это будет малозаметный сверхзвуковой самолет с возможностью интеграции кабины пилота / пилотов или установки развитого автопилота с искусственным интеллектом. Предполагается, что именно для NGAD разрабатывается новый «адаптивный» двигатель Adaptive Engine Transition Program (AETP).
Точный облик самолета, способного выполнить требования Пентагона, остается неизвестен. В открытых публикациях фигурируют изображения двухдвигательного «летающего крыла» с внутренними грузоотсеками. Пилотируемая и беспилотная версии отличаются внешне только наличием фонаря кабины.
Прежде всего, в комплекс включается пилотируемый истребитель-бомбардировщик «6 поколения», по своим функциям похожий на существующие машины, но превосходящий их по характеристикам. Также должны появиться БПЛА разведывательно-ударного назначения, способные работать по одному или в группе, в т.ч. под управлением самолета. Очевидно, что представители семейства NGAD смогут взаимодействовать и с техникой других типов, а также работать в общих контурах управления межвидовыми группировками.
Разные представители семейства будут получать то или иное целевое оборудование, радиотехнические системы и вооружение. В частности, требуется радиоэлектронное оборудование нового поколения, такое как развитый набор средств освещения обстановки.
На первом этапе NGAD должен будет нести существующие средства поражения – управляемые бомбы и ракеты актуальных и перспективных типов. В дальнейшем не исключается интеграция оружия «на новых физических принципах». Если промышленность сможет решить соответствующие технические задачи, истребители и БПЛА вооружат лазерами или иными особыми средствами.
Прорывы и трудности
В целом речь может идти о ряде технических, технологических и тактических прорывов. Впрочем, официальная информация об особенностях и возможностях будущего семейства NGAD пока отсутствует, и это серьезно затрудняет реалистичные прогнозы и оценки.
Вполне вероятно, что реальный проект будет проще и скромнее высказываемых предположений. В ходе предыдущей исследовательской стадии ВВС и промышленность должны были определить реальность тех или иных предложений и пожеланий, а также уточнить окончательное тактико-техническое задание. От некоторых требований могли отказаться или отложить их выполнение на более поздний срок – ввиду излишней сложности.
Помимо технических задач ВВС и подрядчикам предстоит решить вопросы тактического и эксплуатационного характера. В первую очередь, придется создать и отработать методики совместной работы пилотируемых самолетов и БПЛА. Уже создан и испытывается целый ряд экспериментальных «верных ведомых». По всей видимости, опыт этих проектов учтут в беспилотной части программы NGAD.
Последние заявления министра ВВС могут указывать на то, что основные теоретические вопросы программы NGAD были успешно решены в ходе предыдущей исследовательской стадии. Подобные успехи дают возможность перейти к EMD, а также позволяют оценить сроки проведения всех следующих работ. При этом в Пентагоне проявляют определенный оптимизм и полагают, что новый проект займет столько же времени, сколько и предыдущие.
Смена поколений
Таким образом, ВВС США продолжают закупку современных истребителей и уже работают над авиационной техникой следующего поколения. Более того, сложный перспективный проект, к которому предъявляются особые требования, стартовал еще несколько лет назад и к настоящему времени успел пройти первые стадии.
Теперь Пентагон и подрядчики запускают полноценную разработку, а также составляют график работ на обозримое будущее. Новый самолет может появиться, пройти испытания, поступить в серию и попасть в войска уже до конца десятилетия. Конечно, если планы министерства ВВС реалистичны, а промышленность справится с их реализацией. При этом можно ожидать, что Пентагон и промышленность вскоре начнут публиковать новые любопытные данные о перспективном проекте.

.