Ёптель

это не вероятно, но факт!

Выставка дегенеративного искусства: «Так больной разум видит природу»

 

выставка дегенеративного искусства: так больной разум видит природу 82 года назад, 31 марта 1936 года в мюнхене открылась«выставка дегенеративного искусства». дегенеративное искусство -

82 года назад, 31 марта 1936 года в Мюнхене открылась«Выставка дегенеративного искусства».

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального ‘Третьего Рейха искусства’ и закрепив это одиозное название на одноименной ‘разоблачительной’ выставке в Мюнхене. Создатели ‘дегенеративного искусства’, среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.

По распоряжению Гитлера в 1935 году приступила к работе комиссия, которая изымала из музеев Германии «образцы вырождающегося искусства». Спустя год конфискованные полотна показали на выставке «Дегенеративное искусство». Ей противопоставили «Выставку величайшего германского искусства». Попытка навести порядок в немецкой культуре удалась: работы и «дегенеративных», и «придворных» авторов стали классикой искусства ХХ века.

Гитлер любил рисовать, в юности он даже поступал в Венскую художественную академию, но безуспешно: профессура его забраковала. Когда, лишившись матери, будущий фюрер скитался по венским приютам и перебивался случайными заработками, он иногда присаживался к мольберту. Адольфу удалось продать тогда несколько пейзажей. Позже Гитлер не стеснялся вспоминать об увлечениях молодости и даже художником себя называл.

Распространено мнение, что фиаско Гитлера на ниве изобразительного искусства сыграло роковую роль в деле художников, чья жизнь в искусстве удалась: фюрер им завидовал, а придя к власти, отомстил. Однако психоаналитическими раскладами не объяснить то, почему селекция художественных произведений, осуществленная в фашистской Германии, при всем ее репрессивном характере оказалась в итоге небесполезной для искусства.

 

Комиссию 1935 года возглавил президент Имперской палаты изобразительных искусств профессор Адольф Циглер. Более ста музеев Германии накрыла «Чистка». Было собрано около 13 тыс. произведений, экспроприировали полотна сотни художников, включая работы Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса, Эгона Шиле. В этот же список попали Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог.

Нацисты бодро торговали награбленным «дегенеративным искусством», через дилеров оно уплывало за океан. Солидные валютные дивиденды, вырученные от продаж, шли на перевооружение Германии. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на $2,5 млрд в тогдашних ценах.

Выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене сопровождал невероятный ажиотаж. За год ее посмотрели около 3 млн человек. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем рейхе, и это несмотря на сопроводительные надписи, предложенные искусствоведами: «Так больной разум видит природу» или «Немецкие крестьяне в еврейском стиле».

Судьба произведений «дегенеративного искусства» сложилась по-разному — около 5 тыс. работ сгорели во время пожара в Берлине в 1939 году; многое отправилось за океан, растворившись в частных собраниях; что-то сохранилось в европейских музеях.

Источник