«..я не знаю, я работаю , чтобы сделать что-то, или чтобы знать, почему я не могу сделать то, что я хочу сделать.» Alberto Giacometti

 

..я не знаю, я работаю , чтобы сделать что-то, или чтобы знать, почему я не могу сделать то, что я хочу сделать. Alberto Giacometti Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 1901-1966 )

Альберто Джакометти
(итал. Alberto Giacometti, 1901-1966 ) швейцарский скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров XX века.
Современники видели в его искусстве отражение философских идей и анализировали влияние различных авангардных направлений на развитие его стиля. Теоретик сюрреализма Андре Бретон считал работы скульптора идеальной иллюстрацией эстетики сюрреалистов. Французский писатель, философ и драматург Жан Поль Сартр считал, что творчество Джакометти построено на принципах феноменологии, а созданные им образы существуют «на полпути между бытием и ничто». Эссе Сартра о художнике «Стремление к Абсолюту» (1947) является анализом экзистенциальной сущности его искусства. Однако сам Джакометти опровергал в своих записях и эссе любую привязку к какому-либо направлению в философии и искусстве.
Джакометти изменил восприятие традиционных видов изобразительного искусства, смешал приемы обработки металла и живописной поверхности. Его революция в искусстве заключается в разрушении того главного, что, собственно, составляло скульптуру: он «упразднил объем»; деформировал фигуры до тонкости лезвий; ввел сквозные конструкции как протест против традиционного пластического языка с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Почти бесплотные вертикальные фигуры собирают и удерживают любое пространство от музейного интерьера до городских площадей, насыщая все вокруг себя особым магнетизмом. Они не нуждаются в медленном созерцании, плавном круговом обходе. Острые выразительные скульптуры царят в пространстве как гигантские, четко прорисованные графические изображения.
«Когда я видел людей, проходящих по улице, я представлял их узкими вытянутыми фигурами, которые я находил удивительными, но для меня было невозможным представить их в натуральную величину. На расстоянии они становятся не более чем призраками. Если тот же человек подходит ближе, это уже был другой человек. И если он подходит слишком близко я уже не мог видеть его по-настоящему».
Он брал уроки у лучших мастеров своего времени Бурделя и Архипенко, увлекался кубизмом, сюрреалисты считали его своим другом и последователем. Он интересовался первобытной культурой, восхищался мастерами итальянского Возрождения, его вдохновляло искусство Африки и Океании соединившись, все эти такие разные направления создали прочный сплав то, что станет впоследствии стилем швейцарского художника и скульптора Альберто Джакометти.
Кроме прочего, он проявил себя превосходным литератором вел дневник, писал мемуары и критические статьи о современном ему искусстве. Он был классическим примером ренессансного «homo universalis» человеком, талантливым во всем, за что бы ни брался.
Уже в ранней юности проявилось необычное видение будущего художника, когда он добросовестно пытался под руководством своего отца (довольно неплохого живописца) написать реалистичный натюрморт и всякий раз убеждался, что это не в его власти. И дело тут было отнюдь не в отсутствии умения или знания натуры. Под его руками возникали новые, невиданные доселе формы просто потому, что только таким образом он мог воплотить на листе бумаги или в скульптуре свою индивидуальность, свои эмоции.
Уже в первые годы жизни в Париже, куда Джакометти переехал из небольшого швейцарского городка, где прошло его детство, он заинтересовался проблемой соотношения в скульптуре массы и пространства, которую он пытался решить, создавая удивительные произведения «скульптуры в клетке», как он их называл. И эти поиски будут продолжаться до последних дней художника. Принимаясь за очередную работу, Джакометти, как и в юности, замечал, что ему так и не удается достичь натуроподобия формы истончаются и тают, превращаясь в удивительные стилизации, невероятные по силе пластического совершенства и эмоциональной наполненности. Оказалось, что эти странные условные создания могут быть гораздо более живыми, чем самое жизнеподобное творение выпускника академии художеств.
«Всякий раз, когда я принимаюсь за работу, я без малейшего колебания готов уничтожить всё то, что сделал днем раньше, так как каждый день мне кажется, что я вижу нечто большее». Представим, как должен был мучиться этот человек, переживавший всякий новый день, как последний, как сжимала сердце постоянная неудовлетворенность собой, истощая его и находя воплощение в этих длинных изможденных фигурах, оставляющих ощущение невероятной хрупкости. Бесплотность этих скульптур должна была, по мысли мастера, демонстрировать призрачность материального мира таким его воспринимал он сам.
Но попробуйте-ка передать этот эффект призрачности в таком сугубо «земном» виде искусства, как скульптура! И тем не менее Джакометти это удается, более того становится главным средством выразительности, отличительной особенностью работ мастера. Эти гипсовые или бронзовые скульптуры покрыты мелкой фасеткой, задерживающей и поглощающей свет, так что создается ощущение, будто окружающий воздух разъедает их. Бугристая поверхность работ производит впечатление беспокойства и повышенной эмоциональной напряженности.
Одна из таких скульптур «Шагающий человек». Ее можно назвать в некотором роде душевным автопортретом самого Джакометти, трогательного и ранимого, утонченного и рефлексирующего, одинокого и потерянного в окружающем мире, но продолжающего несмотря ни на что упрямо двигаться вперед, к достижению своей цели.
***
Мастерская Альберто Джакометти. Уникальные фотографии Герберта Меттера
Герберт Меттер (1907 1984) американский графический дизайнер и фотограф швейцарского происхождения. Его называют пионером фотомонтажа и коммерческого искусства. Герберт родился в Эндельберге, Швейцария. Учился рисованию в Женеве и Париже.

 

..я не знаю, я работаю , чтобы сделать что-то, или чтобы знать, почему я не могу сделать то, что я хочу сделать. Alberto Giacometti Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 1901-1966 )

Источник


Добавить комментарий