Ёптель

это не вероятно, но факт!

ЯКОБСОН Александра Николаевна

 

ЯКОБСОН Александра Николаевна ( 20 мая 1903 17 сентября 1966 ) живописец, график, литограф, художник детской книги. Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в

( 20 мая 1903 17 сентября 1966 )
живописец, график, литограф, художник детской книги.
Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в городе Иркутске, куда ее отец, мастер-краснодеревщик, был сослан за участие в организации «Народная воля». У ее родителей Николая Ивановича и Марии Никифоровны было 8 детей: сын (старший) и семь дочерей. Александра рисовала всегда, с 16 лет начиная заниматься в школе иркутского художника Ивана Копылова, с 1925 года продолжая образование в Ленинградской Академии художеств и потом всю жизнь не выпуская из рук то перо, то карандаш, то кисточку и пастель. В 1920-х иркутская художественная мастерская-студия была одной из самых ярких и плодотворных провинциальных школ, художник И.Л. Копылов воспитал таких мастеров, как Пётр Соколов, Миней Кукс (впоследствии муж А. Якобсон), Валентин Фёдоров, Михаил Скуляри и др. Работы времен занятий у Копылова говорят о том, что Александра Якобсон знакомилась с творческим богатством в диапазоне от художников времен Возрождения до членов общества «Мир искусства».
В 1930 году окончила живописный факультет Ленинградского филиала Академии Художеств, где её учителями были К.С. Петров-Водкин и П.Н. Филонов. Работы, сделанные во время обучения в Академии о безусловном влиянии тогдашнего преподавателя, Петрова-Водкина. Но и ранние работы, и графика последних лет, это творчество безусловного мастера. Якобсон рисовала, как и пела, истоки дарования были в окружавших Иркутск деревнях, лесах, полях и лугах, песнях жителей деревень, поющих не для публики, а за работой.
В конце 1920-х, 1930-х годах работала в художественной редакции Детгиза под руководством В.В. Лебедева. С ним работали Н.А. Тырса, Н.Ф. Лапшин, В.М. Ермолаева, В.М. Конашевич и их ученики А.Ф. Пахомов, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов. Александра Николаевна занималась станковой и книжной графикой, детской иллюстрацией (преимущественно народная и литературная сказка, поэтический фольклор для детей). В книжных иллюстрациях преобладают фольклорные и сказочные темы, которые художница использует также в эстампах. Именно иллюстрирование книг: русских народных сказок, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, «Латка» и «Клуб колумбов» В.В. Бианки, произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, С.Я. Маршака, зарубежных писателей принесло А. Якобсон широкую известность. Их художественное оформление решено по-разному, но все они согреты искренним теплом, наполнены душевной чистотой и жизнерадостностью.
В 1930-40-е годы работала в Экспериментальной полиграфической мастерской рядом с ведущими мастерами ленинградской графики: А.С. Ведерниковым, Г.С. Верейским, В.А. Власовым, Ю.А. Васнецовым, Б.Н. Ермолаевым, В.Ф. Матюх, В.И. Курдовым, А.Л. Капланом, М.И. Куксом, М.Н. Скуляри. Участница выставок с 1934 года. Член ЛССХ с 1941 года.
В первые месяцы войны А. Н. Якобсон работала в Эрмитаже, помогала отправлять коллекцию музея в тыл. Во время войны Александра Николаевна была дважды в эвакуации, первый раз в Казахстане, второй раз в Ярославской области. Работы этого времени тоже дух эпохи, девушки в гимнастерках, агитационные афиши, но это все та же Якобсон. Участвовала в выставках, организованных Ярославским отделением Союза художников.
В послевоенное время Александра Николаевна работала в таких жанрах, как литография, книжная графика, акварель, в меньшей степени офорт. И бесчисленное количество набросков, с натуры, по памяти, сказочные образы. Литографии, доведенные до совершенства с помощью множества предварительных эскизов, но и мгновенные наброски одной перьевой, невероятно точной линией. Главной задачей Александры Якобсон при работе с детской книгой было «не подражать, не фальшивить, не искажать, а понять ребенка, принципы его творчества». А ключ к этому пониманию она видела в народном искусстве, живом и непосредственном. Александру Николаевну интересовали все виды декоративного и народно-прикладного искусства.
Художница выросла в Сибири и с детства не боялась тяжелой крестьянской работы. На протяжении всей жизни Александра Николаевна изучала народный быт, коллекционировала произведения русского народного искусства, в частности старинные вышивки, участвовала в этнографической экспедиции, собиравшей русские сказки и песни XVI-XX веков. Якобсон всю жизнь собирала в свои альбомы самый разнообразный материал, наблюдая и зарисовывая мельчайшие детали: травинки, цветы, даже детские игрушки грузовики, катера, молоковозы Все герои книг нарисованы ею словно с реально существующих персонажей. Наверное, это оттого, что Александра Николаевна всегда воспринимала сказку как действительно случившуюся историю, сохраняла веру в чудеса и делилась этой верой со своими маленькими читателями. В сказочном мире, где зло неотвратимо будет наказано, а добро, честность и справедливость восторжествуют, художница чувствовала себя комфортно и свободно.Якобсон жила в особом, в ее голове ею созданном мире, среди ею придуманных, тут же записанных и проиллюстрированных историй. А иногда эти истории приходили к ней во сне.
Летом 1947 года по приглашению Виталия Бианки Александра Николаевна Якобсон с мужем Минеем Ильичём Куксом приехали на берега озера Боровно на Валдае. Здесь подолгу гостили ленинградские художники, иллюстрировавшие книги писателя-природоведа. Они наблюдали живую природу, обсуждали с писателем выполненные иллюстрации, общались с местным населением. Особенно полюбились озеро Боровно и окружающие его леса художникам-графикам М. Куксу и А. Якобсон. Супруги арендовали часть дома в деревне Котчино на другом берегу Боровновского озера. Здесь они и проживали постоянно, особенно в летние месяцы. Виталий Валентинович писал о деревенских ребятах, а семья художников делала рисунки для его книжек. Так появились на свет рассказы «Латка», «Егоркины заботы». Автолитографии из цикла «Новгородчина» выполнены в пятидесятые, начале шестидесятых годов XX века. Это своего рода графические раздумья о труде и быте людей села. Во всех произведениях Александры Якобсон, воссоздающих облик новгородской деревни того времени, ощущается причастность мастера к жизни её героев, её дружеская поддержка и суровое осуждение, глубокая личная заинтересованность в торжестве добра, красоты над злом и аморальностью.
Все знакомые Александры Николаевны очень любили получать ее письма, потому что они содержали маленькие, цветные, очень органично вплетавшиеся в ткань письма рисуночки. Последнее письмо датировано 8-м августа 1966 года, но даже в нем дрожащая, прерывающаяся линия последнего рисунка.
https://v.com/album-61546782_240913947

ЯКОБСОН Александра Николаевна ( 20 мая 1903 17 сентября 1966 ) живописец, график, литограф, художник детской книги. Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в

 

ЯКОБСОН Александра Николаевна ( 20 мая 1903 17 сентября 1966 ) живописец, график, литограф, художник детской книги. Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в

ЯКОБСОН Александра Николаевна ( 20 мая 1903 17 сентября 1966 ) живописец, график, литограф, художник детской книги. Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в

ЯКОБСОН Александра Николаевна ( 20 мая 1903 17 сентября 1966 ) живописец, график, литограф, художник детской книги. Александра Николаевна родилась 20 мая 1903 года в семье Николая Якобсон в

Источник