История человечества знает огромное количество примеров, когда люди разных культур и в самые различные эпохи изменяли свою внешность в целях достижения определенных канонов красоты. Собственно, современная массовая культура – наглядный тому пример. Татуировки и пирсинг (не будем брать в расчет прическу и цвет волос) являются сегодня самыми распространенными способами изменения внешнего вида нашего тела. Но по сравнению с древними практиками, и татуировка и пирсинги кажутся практически безобидными способами физического «украшательства».
Например, в культуре майя среди знати практиковался обычай подпиливания зубов с целью придания им конической формы и достижения сходства с ягуаром, который почитался практически во всех культурах Мезоамерики. Также среди знати майя косоглазие считалось одним из канонов женской красоты. Для получения такого эффекта к волосам младенцев привязывался каучуковый шарик, который болтался между глаз. Поскольку дети в таком возрасте еще только учатся владеть своим зрением, болтающийся шарик заставлял их концентрировать взгляд на носу. Косоглазие, как, возможно считали представители этого народа, помогало видеть будущее и защищало от дурного глаза. Обычай растягивания нижней губы или мочек ушей при помощи специальных вставок известен у многих народов Америки, Африки и тихоокеанского бассейна. Но речь здесь пойдет о другой странной традиции, а именно, о деформации головы.
Медикам известны два типа деформации головы – непреднамеренная и преднамеренная (искусственная). В первом случае деформация черепа происходит либо в результате родовой травмы (вытянутая головка), либо в случае, когда плотно запелёнатый ребёнок долго лежит на спине в колыбельке. Вследствие этого развивается затылочный тип деформации, то есть голова сплющивается под действием собственной тяжести. Но если мы говорим о древней традиции, то археологические материалы в подавляющем большинстве случаев являют нам примеры именно искусственной деформации черепа. Сразу после рождения кости черепа младенца еще мягкие, черепные швы не успели срастись, поэтому механическое воздействие приводит к изменению формы черепа без увеличения его внутреннего объема.
Одно из первых описаний деформированного черепа в научной литературе было сделано Карлом Эрнстом фон Бэром в 1860 году в работе «Макрокефалы на землях Крыма и Австрии». В ней он описал деформированный череп, найденный им около города Кремса (нижняя Австрия) в 1820 году. Первоначально фон Бэр приписал этот череп аварам – кочевому народу, пришедшему на смену гуннам в Центральную Европу в VI в. н.э. Однако позднее подобные деформированные черепа в Европе были обнаружены вне границ расселения аваров, что привело учёных к отказу от данного предположения.
О традиции деформации черепа знали в Европе со времен Древней Греции. Таких людей с удлиненной головой греки как раз и называли макрокефалами («большеголовыми»). О них писали в своих трудах Аристотель, Страбон, Плиний и другие известные авторы. Одно из самых ранних упоминаний содержится в книге знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (около 460 — между 377-356) «De aere, aquis et locis». В ней Гиппократ, в частности, писал следующее: «Макрокефалы считают благороднейшими тех, которые имеют длиннейшие головы. Обычай их следующий: как только родится дитя и пока голова его ещё нежна и гибка, они ее формируют и заставляют расти в длину, окружая повязкой и употребляя соответственные средства с тем, чтобы круглое сферическое её очертание изменить и увеличить в длину». Далее автор добавляет: «В начале эти большеголовые, почитавшиеся за знать, за привилегированных лиц, воспитывались искусственно, но с течением времени механические действия оказались излишними, потому что природа начала сама вырабатывать такие вельможные головы путём унаследования». Т.е. уже Гиппократ специально подчеркивал важнейшую деталь – обычай деформации головы не являлся характерной чертой какого-либо народа или группы племен, а служил отличительным признаком знатности семейства или рода.
Также в этих отрывках отмечена и еще одна принципиальная вещь: целью обряда деформации черепа являлась именно удлинение головы человека. И действительно, вся имеющаяся в распоряжение археологов и историков информация по данному вопросу свидетельствует, что подавляющая часть древних (и современных) деформированных черепов являются вытянутыми. Известен ряд других видов деформации, например, уплощение лба и расширение передней части черепа. Но, как только что было замечено, процент таких черепов очень незначителен.
Один из самых древних деформированных черепов был обнаружен на территории Ирана, исследователи определили его возраст примерно в 12 000 лет. Но массовое распространение этого обычая относится к концу I-го тыс. до н.э. – 1-й половине I-го тыс. н.э. Более того, эта традиция в некоторых частях планеты просуществовала вплоть до настоящего времени. В середине ХХ века она была зафиксирована у некоторых африканских народностей Конго и Судана (например, в племени мангбету), на архипелаге Новые Гебриды (народность ни-вануату) в Меланезии. В середине XIX века путешественники отмечали существование этого обычая у некоторых индейских племен на Северо-Западе США, например, чинуков. То есть традиция удлинения головы в древности существовала во всех частях земного шара, за исключением Австралии.
Искусственно деформированные черепа в значительных количествах были обнаружены и на территории России. Их основная масса была обнаружена в зоне Великой степи, протянувшейся через всю Евразию от Карпат до Желтого моря. Также значительное число деформированных черепов было найдено на Северном Кавказе. Сегодня такие удлиненные черепа можно увидеть в историческом музее «Крепость» в г. Кисловодске или в музее г. Нальчика. Впервые деформированные черепа появились в еще Керченском музее древностей, открытом в 1826 году на склоне горы Митридат около развалин древнего города Пантикапея. В конце XIX века после раскопок некрополей под Гугушем и Гурзуфом русский археолог А.Н. Харузин подсчитал, что 36% найденных черепов имели деформацию. Причем, как отмечал исследователь, деформация черепа не была прерогативой мужской или женской части племени. В этот же период деформированные черепа были найдены в Грузии близь Мцхеты. Также во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены в различных древних могильниках Осетии, около Эльбруса в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.
Эти черепа были отнесены исследователями к культуре кочевого племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения, который появился в предгорьях Кавказа в I-III веках н.э. Аланы добивались удлиненной формы головы бинтуя голову в самом раннем детстве. Данная традиция на этой территории существовала еще у ранних сарматов. Советские археологи, изучавшие сарматскую культуру (В.П.Шилов, И.В.Синицин) подсчитали, что если в сарматских захоронениях I в. до н.э. — I в. н.э. искусственно деформированы были 35,7% найденных черепов, то в захоронениях II — IV вв. н.э. деформированы уже 88% черепов. Т.е. такие данные наглядно свидетельствуют об усилении данной традиции за достаточно короткий промежуток времени. И некоторые исследователи связывают это с усилением в этом регионе влияния гуннов. Хотя сегодня крайне трудно сделать обоснованное предположение о том, откуда у этих кочевых народов появился данный обычай.
Многие учёные считают, что деформированные черепа в Европе появляются именно в эпоху великого переселения народов, когда сюда из степей последовательно накатывали волны племенных союзов аланов, гуннов, аваров. Из стран, где было найдено множество деформированных черепов этого времени следует упомянуть Венгрию, Австрию, Балканский полуостров, окрестности Константинополя. В меньшей степени такие находки распространены в Италии, Швейцарии, Германии, во Франции и в единичных случаях в Англии и Малой Азии. И хотя, как мы видим, ареал очень велик, но всё-таки историки обоснованно считают, что центр этой традиции находился, очевидно, в евразийских степях. Интересен также и тот факт, обычай деформации головы в Западной Европе пережил нашествия кочевых народов и продолжал существовать в отдельных местностях вплоть до средневековья.
Однако здесь следует заметить, что деформацию головы в первой половине нашей эры практиковали не только скотоводы – кочевники. Как уже отмечалось выше, об этом обычае упоминается у разных древних авторов. Так, в китайских источниках отмечается, что обычай деформировать голову при помощи дощечек существовал в средние века в Восточном Туркестане. Хотя он появился на этих территориях значительно раньше. Так все деформированные черепа из районов Центральной Азии и Сибири датируются в основном III – IV вв. н.э. Так в Средней Азии и Казахстане этот обычай появился на 500-600 лет раньше, чем в Сибири и Центральной Азии. Наиболее ранние по времени черепа с деформацией обнаружены на памятниках V-IV вв. до н.э. на поселении Яздепе вблизи древнего Мерва в Туркменистане. При этом следует еще раз подчеркнуть, что деформация одинаково часто встречается как среди кочевников, так и оседлых земледельцев. И в период со II в. до н.э. по V в. н.э., на территории Средней Азии резко возросло число людей, которые придерживались этого обычая.
Но здесь необходимо подчеркнуть, что к периоду раннего средневековья традиция деформации головы в этом регионе, хотя и значительно сократилась, но продолжала существовать. Более того, антрополого-этнографическими исследованиями было установлено, что у туркмен Средней Азии, таджиков Афганистана и некоторых малых этнических групп (например, джемшидов и хазара, живущих в окрестностях г. Герат) этот древний обычай сохранился вплоть до конца ХХ века.
В конце 1940-х годов советский историк Е.В. Жиров, обобщив имевшийся уже тогда обширный археологический материал по древним памятникам Средней Азии, опубликовал сводку о распространении обычая деформации головы в древности и выделил несколько её типов: круговую, теменную и лобно-затылочную. Круговую (или кольцевую) деформацию осуществляли путем накладывания младенцу специальных давящих повязок вокруг головы. В результате получали сильно вытянутую форму черепа. Археологами захоронения людей с таким типом деформации на территории бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи найдены на нескольких десятках памятников II в. до н.э. — V в. н.э. Теменной и лобно-затылочный виды деформации осуществлялись при помощи деревянных дощечек, которые накладывали на лоб и (во втором случае) затылок и туго стягивали их веревками. Следует отметить, что все три типа деформации зафиксированы и в других частях света.
Как уже упоминалось, в древности данная традиция была широко распространена по миру. Но не следует говорить о ее повсеместном распространении. Наоборот, обычай черепной деформации археологически фиксируется в отдельных очагах древних культур. При этом такие очаги не связаны между собой ни в пространстве, ни во времени. Так, например, деформацию головы практиковали в Южной Корее в так называемый самгукский период с I века до н. э. по VII век н. э. А в соседних странах в этот период времени данный обычай не зафиксирован.
Несколько очагов описываемой традиции известны и на территории Нового Света. О самом позднем из них уже упоминалось – обычай деформации зафиксирован путешественниками у некоторых племен бассейна р.Колумбия (чинуки). Также еще в начале XIX века отдельные случаи деформации головы наблюдались у индейцев племени чокто (чоктавы), проживавших на территории современных юго-востоке штатов Миссисипи, Алабама и Луизиана. В данном случае можно также говорить о древности этой традиции в данной местности. Почти за полтысячелетия до этого времени на этой же территории существовала так называемая миссисипская культура. На одном из памятников этой культуры – Надена (штат Арканзас) были найдены скелеты с удлиненными головами. Из 123 черепов, которые обнаружил археолог-любитель (и первооткрыватель этого памятника) Джеймс К.Хэмпсон, лишь 6 оказались нормальной формы. Остальные же имели лобно-затылочную деформацию. И опять же имеет место локальный характер распространения этого обычая, поскольку он не был зафиксирован на соседних территориях или в самой долине р.Миссисипи в более ранние времена.
Также традиция удлинения головы имела место у разных народов Древней Мексики. Самое раннее ее появление зафиксировано в древнейшей цивилизации этого региона – у ольмеков еще в I тыс. до н.э. До сегодняшнего дня дошло значительное количество ольмекских произведений искусства, прежде всего, статуэток из нефрита, изображающих людей с деформированными черепами. Позже этот обычай был перенят различными народностями цивилизации майя. Мы можем увидеть людей с вытянутыми головами на каменных стелах, фресках (Храм Надписей в Бонампаке), скульптурах. Археологами были найдены и собственно сами деформированные черепа. В Мексиканском заливе рядом с полуостровом Юкатан расположен маленький остров Хайна. Он известен тем, что здесь было обнаружены остатки небольшого поселения майя и огромного некрополя, содержавшего, по мнению исследователей, около 20 000 захоронений. Это был, несомненно, погребальный остров, существовавший как огромный кладбищенский комплекс в период с VII по XII вв.н.э.
В одном из могильников острова из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 оказались мужскими. И в 8 случаях присутствует черепная деформация. Остальные 11 черепов были женскими, из них только 4 имели деформацию черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составило 12:12 (т.е. 50%). В большинстве случаев деформация носила традиционный для майя лобно-затылочный характер.
В исследованных могилах на о.Хайна (их было раскопано более 1000) было также обнаружено огромное количество прекрасно сделанных керамических статуэток, изображавших, как правило, представителей знатных кругов общества майя. Кстати, этот стиль керамики получил название «стиль Хайна», хотя на материковых памятниках майя подобных статуэток было найдено значительно больше. И среди них достаточно много фигурок людей с удлиненными головами. Это изображения правителей, жрецов, воинов, богато одетых женщин. Не вызывает сомнений, что традиция деформации у древних майя являлась прерогативой правящего класса в период расцвета этой цивилизации в I тыс. н.э. Этот тезис также подтверждается многочисленными изображениями на полихромной керамики майя периода расцвета этой цивилизации в VI – VIII вв. н.э. Сохранились тысячи таких сосудов, которые сегодня считаются подлинным шедевром древнемексиканского искусства. На них присутствует множество жанровых сцен из жизни правящих слоев майя и на большинстве из них представители правящей элиты изображены с удлиненными головами. Кроме того, есть изображения богов, в частности Кукулькана («Пернатого змея»), которые также имеют вытянутые головы.
Испанский монах Диего де Ланда (автор известного труда «Сообщение о делах в Юкатане», 1566 г.) описал, как майя «улучшают» форму черепа детей. На четвертый или пятый день после появления на свет новорожденного растягивали на специальной кушетке, а к затылку и лбу прикладывали две дощечки. Затем их крепко стягивали и закрепляли на несколько дней, оставляя ребенка страдать. Иногда из-за сильной боли дети умирали, но эта традиция, тем не менее, продолжала существовать у майя на протяжении столетий.
Другой испанский хронист Гонсало Фернандес де Овьедо в своей книге «Всеобщая и естественная история Индий» (1535) приводит беседу монаха и представителя народа майя. На вопрос миссионера, зачем индейцы уродуют свои головы, его информатор ответил так: «Боги сказали нашим предкам, что если у всех будут такие головы, народ будет красивее, благороднее и сильнее перед лицом неприятностей».
Так же весьма распространенный характер имела практика деформации головы и в Южной Америке, главным образом на территории Перу и Боливии. Деформированные черепа находили на памятниках различных культур – чавин, лаурикоча, паракас, наска, уари, тиауанако. Но их наибольшее количество было найдено на полуострове Паракас центрального побережья Перу.
В 1925 г. патриарх перуанской археологии Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий м