Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Зимние сумерки», Константин Алексеевич Коровин

«Зимние сумерки», Константин Алексеевич Коровин 1916. Холст, масло. Размер: 66 х 88 см. Калужский музей изобразительных искусств Убежденный, последовательный, неисправимый импрессионист среди

1916. Холст, масло. Размер: 66 х 88 см. Калужский музей изобразительных искусств
Убежденный, последовательный, неисправимый импрессионист среди русских был, пожалуй, только один — Константин Коровин. Когда появились на Передвижных выставках его первые картины, все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений, что публика мучительно ломала себе голову, добиваясь разгадать «дикие» намерения художника. «Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три, ничего не выражающие, пестрые девицы, позирующие перед каким-то пастушком» — с недоумением спрашивали себя посетители Передвижных выставок, пришедшие «поучиться жизни» у Вл. Маковского и его товарищей.
В 1910-е годы в творчестве К. Коровина появляются произведения, в которых художник умеет выхватить из потока жизни мгновения счастливой духовной наполненности – гармонии жизни человека, природы, предметного мира. К подобного рода произведениям относится и картина «Зимние сумерки». Она была написана художником в 1916 году в деревне Охотино Владимирской губернии.
Мотив и стилистика «Зимних сумерек» типичны для целого ряда произведений художника этого времени: речь идет об изображении интимных поэтических вечеров, где женские образы нередко выступают в сочетании с натюрмортами. Женщины изображены в струящихся, мерцающих одеждах, их фигуры окутаны теплым светом домашнего очага и несут на себе отблески холодного света ночи. В биении пульса жизни этого мира есть нечто общее с рождением музыки, и не случайно Коровин называл подобные произведения ноктюрнами. Женщина в «Зимних сумерках» имеет очень много сходного с моделью в портрете Перцевой кисти К. Коровина: тот же продолговатый овал лица, данного здесь в профиль, идентичная прическа, та же линия плеч, пластика рук, ампирное платье. Она замерла в полном бездействии, ее рука с карандашом застыла на листе бумаги. Картина написана широко, крупными размашистыми мазками, эскизно, без прописки деталей. В традиционном для коровинских ноктюрнов приеме двойного освещения, дающего контрастные световые тени, в открытой декоративности колорита живет романтика, может быть, навеянная театром.
Произведение «Зимние сумерки» поступила в Калужский музей изобразительных искусств в 1938 году из Калужского Краеведческого музея, куда в свою очередь попала в 1928 году из фондов Государственной Третьяковской галереи.

.