Золотой век голландской живописи. 8 самых известных мастеров

 

Золотой век голландской живописи. 8 самых известных мастеров Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи XVII век. Самыми известными

Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи XVII век. Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.

В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж, натюрморт и бытовой жанр.

Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью. Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.
И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.

В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.
Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.
И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.

1. Рембрандт

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств в поздних.
Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Любимая жена Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.
Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли. Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.

2. Ян Вермеер

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.
Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».
Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев
Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.
А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.
Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

3. Питер Клас (ок. 1596/1597 — 1661)

Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.
Все голландские нетюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.
Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими завтраками. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.
Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбы будет ветчина или краб.

4. Герард Терборх

 

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.
Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.
«Бокал лимонада» одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.
Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.
Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.

5. Питер де Хох.
Мой Пушкинский. Укромная обыденность де Хоха

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.
Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».
До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.
Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.

6. Jan Steen (1626-1679)

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.
Его главные герои гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.
Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, Утренний туалет. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.
Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Художник Якоб Рейсдал

Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.
Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.
Пейзаж как аллегория жизни, полной препятствий. Когда не у всех есть шансы выжить. При этом «Болото» не навевает ужас. Светлое небо и милые кувшинки «смягчают» неприятные ощущения. Даже среди опасностей нашлось место красоте.
Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась абстрактная природа, стоили гораздо дороже.
Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В 19 веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.

8. Франс Халс

Один из величайших портретистов всех времён, поэтому его можно причислить к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.
В этом жанре больше всех как раз выделяется Франс Халс . Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.
Халс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Халс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор «Забвение».

9. «Золотой век голландской живописи». Лекция Михаила Денисова в Галерее Дейнеки

Золотой век голландской живописи. 8 самых известных мастеров Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи XVII век. Самыми известными

Источник


Добавить комментарий