Ёптель

это не вероятно, но факт!

Боевая машина морской пехоты: старый проект напомнил о себе

Боевая машина морской пехоты: старый проект напомнил о себе Несколько лет назад стало известно, что для морской пехоты ВМФ России может быть разработано целое семейство новых специализированных

Несколько лет назад стало известно, что для морской пехоты ВМФ России может быть разработано целое семейство новых специализированных бронемашин. На тот момент техника новых типов присутствовала только в виде концептуальных изображений. Теперь же стало известно, что перспективный проект дошел до изготовления, как минимум, макетного образца.
Специализированная техника
Необходимость разработки перспективной БМП для морской пехоты, обладающей специфическими характеристиками и возможностями, обсуждалась в течение длительного времени. В 2013 г. этот вопрос перешел в практическую плоскость. Министерство обороны заказало проработку облика перспективной «Боевой машины морской пехоты» (БММП). По результатам этих мероприятий планировалось принять принципиальные решения.
В 2017-18 гг. стало известно, что НПК «Уралвагонзавод» прорабатывает свой вариант техники для морской пехоты. Ее проект предусматривал создание полноценной унифицированной платформы, на базе которой можно было бы строить как БММП, так и технику иного назначения. Вместе с новостями о существовании проекта в свободный доступ тогда попал проектный облик перспективных образцов.
Недавно, начале февраля на профильных ресурсах появилась весьма любопытная фотография. На ней изображен опытный либо макетный образец, максимально похожий на ранее показанную БММП. Дата и место съемки остались неизвестными. При этом высказывается предположение, согласно которому этому снимку уже несколько лет.
Хотя подробности неизвестны и, возможно, не будут раскрыты, ясно, что проект БММП от «УВЗ» продвинулся дальше предварительной проработки технического облика. При помощи макета или прототипа могли выполняться различные мероприятия исследовательского характера.
В то же время, отсутствие каких-либо новостей на протяжении нескольких лет не позволяет делать оптимистичные прогнозы. Вполне возможно, что проект БММП и амфибийной платформы был закрыт ввиду наличия каких-либо проблем и/или из-за несоответствия требованиям заказчика. Остается надеяться, что Минобороны или «УВЗ» когда-либо прояснят этот вопрос.
Скорость и огневая мощь
Ранее опубликованные материалы и недавняя фотография показывают общий вид перспективной БММП от «УВЗ», ее технические особенности и цели проекта. Так, облик машины указывает на желание конструкторов получить максимально возможные для такого образца характеристики на воде, мореходные и скоростные.
Предложенная БММП представляет собой гусеничную машину с броневым корпусом характерной формы. Он получил удлиненную носовую часть с наклонной нижней деталью; на ней в походном положении лежит брызгоотбойный щиток. По всей видимости, форма носа обусловлена спецификой перемещения по воде. Обводы остальных частей корпуса принципиально не отличаются от другой отечественной бронетехники.
Для БММП была предложена необычная архитектура силовой установки и движителей, призванная обеспечить высокие характеристики на суше и на воде. Предусматривалось применение газотурбинного двигателя мощностью до 1500 л.с. с раздачей момента на гусеничный движитель и водометы. За счет мощного двигателя максимальная скорость на воде, по расчетам, должна была достигать 35-37 км/ч.
В показанной конфигурации машина имеет гусеничное шасси с пятью опорными катками на борт и передним ведущим колесом. Подвеска выполнена управляемой. Перед разгоном на воде она должна подтягивать гусеницы, улучшая обтекание нижней части машины.
Как на рисунках, так и на фото БММП от «УВЗ» оснащена необитаемым боевым модулем «Кинжал». Это изделие комплектуется 57-мм автоматической пушкой и пулеметом, а также несет развитый комплекс средств управления. По требованию заказчика, могут устанавливаться и другие модули с тем или иным вооружением, соответствующие выбранной роли.
Машина морской пехоты должна управляться экипажем из трех человек, размещенным в общем отсеке в носу. В корме предусмотрено десантное отделение на 10 человек. Высадка производится через откидную аппарель.
Преимущества для десанта
Таким образом, проект «УВЗ» предусматривал создание гусеничной боевой бронированной машины для перевозки десанта, имеющей несколько любопытных и даже необычных особенностей. Именно с их помощью предлагалось повысить ключевые характеристики и получить высокую эффективность при решении основных задач.
В первую очередь, удалось повысить расчетную скорость на воде, и по этому параметру БММП в разы обходит современную серийную технику отечественного производства. При этом пришлось разработать принципиально новую силовую установку и трансмиссию. Это известным образом усложнило проект, но дало желаемый результат, а также позволило создать новые наработки.
Большой интерес представляют широкие возможности по использованию различных боевых модулей, в т.ч. с относительно мощным вооружением. При помощи «Кинжала» или других систем БММП способна эффективно поддерживать десант огнем и бороться с угрожающими ему объектами. Вероятно, имеется принципиальная возможность превращения БММП в носитель иного вооружения, в т.ч. ракет и артиллерии.
В целом БММП от «Уралвагонзавода» может рассматриваться как удобное, удачное и многообещающее средство для выполнения морских десантов. Она отличается повышенными скоростными и ходовыми качествами, за счет чего ускоряется прибытие с десантного корабля на берег. Среди прочего, такие возможности могут использоваться при выполнении т.н. загоризонтной высадки, повышающей безопасность десантного флота.
При работе на большом удалении от десантных кораблей важнейшим фактором становится повышение собственной огневой мощи, и эта задача была тоже решена в новом проекте. По объемам и вместимости десантного отделения проектная БММП, как минимум, не уступает современной бронетехнике нашей морской пехоты, что является еще одним важным фактором.
Нужды и возможности
На данный момент морская пехота ВМФ России располагает несколькими типами бронетранспортеров и боевых машин пехоты. На вооружении имеются БМП-2 и БМП-3Ф, БТР-80 и БТР-82А(М) и МТ-ЛБ – суммарно более 1300-1500 ед. Эти бронемашины являются плавающими и способны участвовать в десанте на побережье, что неоднократно демонстрировалось в ходе разнообразных учений.
Однако следует учитывать, что все эти образцы изначально являются сухопутной техникой, из-за чего имеют ограниченные амфибийные возможности и характеристики на воде. Это накладывает ограничения при планировании десантных операций, а в некоторых ситуациях даже приводит к известным рискам.
Решить такие проблемы может перспективная боевая машина, изначально созданная с учетом нужд и потребностей морской пехоты. При ее разработке необходимо принять во внимание состояние и перспективы развития береговых войск, десантного флота и т.д. В итоге получится бронемашина, серьезно отличающаяся от техники для других родов войск. При этом, несмотря на определенную сложность проекта и разунификацию между родами войск, она будет полностью соответствовать своим задачам.
Почти десять лет назад наше Минобороны решило изучить этот вопрос, а затем принять принципиальное решение. Позже стало известно, что такая исследовательская программа привела к старту нового проекта от «Уралвагонзавода». Теперь же выясняется, что разработка перспективной амфибийной платформы и БММП на ее базе не ограничилась теоретической проработкой – был построен макет неясного назначения.
Впрочем, судьба проекта БММП от «УВЗ» до сих пор остается неизвестной. Он мог заинтересовать Минобороны и получить развитие в закрытом режиме, либо остался очередной теоретической разработкой без реальных перспектив. При этом оба исхода в целом имеют положительный характер. Даже если проект БММП не получил развития, его наработки вполне способны найти применение при создании других образцов.

.