В живописи есть такое понятие, как Алла Прима (Alla Prima, a la prima). С итальянского это можно перевести как «В один присест». Название говорит само за себя. Данная техника живописи подразумевает под собой быстрое создание картины. То есть художник должен выполнить полностью завершённую картину за один подход. Чаще всего Алла Прима используется в масляной живописи и акварели.
Художники, которые рисуют масляными красками и акварелью, зачастую применяют совершенно иной способ создания картины. Краски наносятся слой за слоем. Каждый новый слой должен полностью просохнуть и только потом уже можно наносить следующий слой. В этой же технике всё совершается с точностью наоборот и работа Alla Prima завершается задолго до того, когда краска просохнет. Это даёт дополнительные возможности художнику. Развиваются такие вещи, как быстрота художественного мышления и восприятия.
Принятие быстрых решений, которые необходимы для того, чтобы создать максимальную выразительность произведения в очень короткий срок. Кроме того, данная техника живописи позволяет художнику экономить на материалах. Здесь присутствует лишь один слой, не используются масла, смолы и другие материалы, которые практически всегда применяются в обычной технике.
Считается, что первым применил технику Алла Прима художник Франс Халс (голландский художник 17 века). Обширную практику Alla Prima приобрела с появлением импрессионистов. Техника быстрой живописи была как нельзя кстати для этого стиля.
Постоянный круговорот в природе, смена погодного настроения – заставляли бесконечно страдать великолепного Клода Моне – французского художника-импрессиониста, да и многих других собратьев живописцев, мечтающих запечатлеть одно мгновение пролетающей жизни. «Я бы хотел рисовать так, как поют птицы», – с грустью сказал однажды Моне.
Главное достоинство Alla Prima — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это ее любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями. Самый яркий пример — картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца. Очевидно, что эту картину можно было писать буквально несколько минут, здесь и сейчас, пока еще не рассвело…Пока художник находился под особым впечатлением.
За это «здесь и сейчас» технику Алла Прима любили известные художники, как П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо. Технику выбирают многие начинающие живописцы, для которых важен сам факт быстрого завершения картины и получения сразу конечного результата.
Кстати, именно техника «одного сеанса» позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так и родилось, всем известное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.