Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Эпидемия» против «Выживших»: как пандемия путешествует по российским сериалам

«Эпидемия» против «Выживших»: как пандемия путешествует по российским сериалам В онлайн-кинотеатре «Окко» 23 сентября вышла финальная серия «Выживших» – сериала Андрея Прошкина по роману Игоря

В онлайн-кинотеатре «Окко» 23 сентября вышла финальная серия «Выживших» – сериала Андрея Прошкина по роману Игоря Колосова «Выжившие хотят спать». Шоу сразу напомнило критикам «Эпидемию» 2019 года – ещё один сериал о постапокалиптической России, пострадавшей от неизвестного вируса. Автор «Канобу» Мариам Григорян разбирает, насколько на самом деле похожи эти два сериала.
О создании сериалов
В основу сюжета «Эпидемии» лёг роман российской писательницы Яны Вагнер «Вонгозеро» (2011). Сериал никак не связан с пандемией коронавируса: адаптация от режиссёра Павла Кастомарова («Как я провёл этим летом») и сценариста Романа Кантора («Серебряные коньки») вышла на Premier ещё в 2019 году. Но в 2020 сериал произвел настоящий фурор – именно тогда его купил Netflix, поменяв английское название на To The Lake («К озеру»). Шоу вошло в топ-5 Netflix по просмотрам, и его похвалил сам маэстро ужасов Стивен Кинг.
В 2021 году Кантора пригласили писать первый российский сериал Netflix Originals – «Анну К.». В сентябре авторы «Эпидемии» закончили съёмки второго сезона.
Идея «Выживших» взята из романа «Выжившие хотят спать» Игоря Колосова. Сериал начал выходить в «Окко» с 12 августа 2021 года и пока не получил восторженных отзывов на уровне «Эпидемии». О втором сезоне ничего неизвестно, но у шоу появились спин-оффы, действие которых происходит в той же вселенной, – «Благие намерения», «Огни» и «Яна». А в отдельном подкасте по сериалу специалисты из МЧС, врачи и другие эксперты разбирают, реально ли выжить в мире «Выживших».
Как в сериалах показаны последствия заражения
«Эпидемия» – это сериал о стандартном постапокалипсисе. После заражения вирусом у человека появляются симптомы обычной простуды – температура и больное горло, к которым позже прибавляются сильный кашель с кровью. Глаза теряют цвет и возможность видеть, затягиваясь плёнкой, и в течение двух-трёх дней заболевший умирает.
В «Выживших» большинство людей начинает проявлять симптомы, схожие с обычным гриппом, после чего очень быстро умирает. Но часть заражённых благополучно выживает. Их ждёт другая проблема: теперь им нельзя спать. На определённой фазе сна вирус поражает нервную систему, и герои «Выживших» впадают в кому. «Разбудить» их после этого невозможно. Поэтому в новом мире люди спят не больше двух часов, ставя будильники или надеясь на своих друзей и близких, с которыми отдыхают по очереди.
Сюжет и место действия
«Эпидемия» начинается в Москве, где появляются первые признаки смертельного вируса; город быстро оцепляют, оставляя жителей на карантине. Прорваться через него удаётся только главному герою Сергею (Кирилл Кяро). У Сергея в Москве остались бывшая жена и ребёнок, которых он вывозит в загородный дом – к своей новой семье. Отец Сергея Борис (Юрий Кузнецов) рассказывает о необитаемом острове в Карелии, где все герои могут спрятаться от эпидемии. Собрав обе семьи и захватив соседа Лёню (Александр Робак) с женой и дочерью, Сергей пытается добраться до убежища на Вонгозере.
По дороге бывшая и нынешняя жена Сергея постоянно ссорятся, герои часто совершают необдуманные поступки и подвергают себя опасности – разделяются, игнорируют банальные меры предосторожности (маски в сериале можно заметить буквально в одной-двух сценах), теряют бдительность или ломают ценную технику. Основная движущая сила сериала — постоянно нагнетаемая драма между персонажами.
Действие «Выживших» начинается в неназванном провинциальном городке. После начала эпидемии местные военные, бандиты и ЧОПы поделили власть между собой – став, по сути, местными царьками. Одной из групп управляет бывший военный Шадрин (Артур Смольянинов), которому нужно заботиться о маленькой дочери, её уснувшей матери Насте и новой любовнице Ане. Первые эпизоды показывают картины постапокалиптической жизни в городе, оторванном от остальной страны. Поначалу никто даже не знает, есть ли заболевшие в столице и других городах.
Но ближе к середине сезона «Выжившие» тоже превращаются в подобие роуд-муви. В местной больнице лечится пациент с шизофренией, Морозов (Алексей Филимонов). В качестве эксперимента терапевт Лаврова (Анна Слю) даёт ему разные препараты, и неожиданно находит способ погрузить Морозова в здоровый сон – он спит по восемь часов и может проснуться самостоятельно. Морозов, Лаврова, Шадрин и несколько других героев получают шанс выбраться из города: их зовут в загадочный Институт, где учёные, по слухам, ищут лекарство от вируса.
Взаимодействие между героями в сериале важно, но ссоры и истерики персонажей никогда не выходят на первый план. Скорее, это неизбежные проявления страха, отчаяния и паники. Даже самые вспыльчивые герои в нужный момент быстро соображают, помогают друг другу и заключают союзы поневоле (понимая, что выживут только вместе). Большинство конфликтов и проблем в «Выживших» – не результат глупости персонажей, а следствие экстремальных условий, в которые они попали.
Персонажи
В «Эпидемии» есть сильный, смелый и справедливый протагонист Сергей, его практически святая – спокойная и любящая – новая жена Аня (Виктория Исакова), истеричная бывшая Ирина (Марьяна Спивак), бунтующий подросток Полина (Виктория Агалакова), которая всех ненавидит… И, конечно, ребёнок Сергея и беременная жена его соседа. Словом, собран классический набор персонажей для кино или сериала о выживании (начиная с «Ходячих мертвецов» и заканчивая «Птичьим коробом» 2018 года). С первого взгляда ясно, за кого придётся переживать, кто будет делать глупости, а кому придётся постоянно вытаскивать остальных из опасности.
И хотя временами поведение героев совершенно неадекватно, авторы сериала постоянно пытаются вызвать к ним сочувствие. Даже если поначалу персонажи кажутся откровенно злыми и бесчестными, позже их непременно нужно реабилитировать. Например, Лёня при каждом удобном случае обманывает людей; ради выживания он готов бросить товарищей или ворваться в чужой дом, запереть хозяйку в подвале и пользоваться её едой и припасами. Ближе к концу сериала герой искупает своё поведение: заботится о жене, которая сходит с ума после смерти нерождённого ребёнка; мирится с бунтующей дочерью; проявляет сострадание к той самой женщине, к которой вломился в дом. В конце концов, за этими героями придётся наблюдать ещё и во втором сезоне – что будет сложно, если все они вызывают только раздражение.
В одной из сцен «Выживших» герой громко заявляет: «Мы здесь все твари». И эта установка сохраняется от первого до последнего эпизода. Шадрин – жестокий и вспыльчивый человек, который воспринимает только силу, не терпит компромиссов и злобно обращается с окружающими, включая прибившуюся к нему Аню.
Из Морозова получился любопытный персонаж: шизофрения в кои-то веки не демонизирована на экране и не делает его плохим человеком. Зато поступки Морозова всё ещё остаются сомнительными. Как минимум, он каждую ночь спит рядом с Настей — уснувшей, которая никак не может дать на это согласия, и постоянно грезит о ней. Его мотивация не столько в спасении мира, сколько в спасении Насти. Местный криминальный авторитет по кличке Тайсон – наркоман и типичный гопник, к тому же державший в страхе половину города и способный на убийство.
Но у сценаристов «Выживших» нет патологического желания оправдать этих героев – они делают то, что необходимо для выживания. События сериала достаточно интересны, чтобы наблюдать за ними без сочувствия. И в то же время Шадрин вполне тянет на сложного антигероя, ожесточённого сначала войной, потом – апокалипсисом. Он оказался в ситуации, когда дать слабину может быть смертельно опасно.
Особенно «Выжившим» удались женские персонажи. Подобно «Ходячим мертвецам» от AMC, сериал довольно реалистично показывает последствия конца света и полной анархии. В таких сценариях уязвимее всего женщины, дети и старики. Пожилые люди в «Выживших» в основном быстро умирают (за исключением отчима Ани), а женщинам приходится использовать любые средства, чтобы выжить. И Аня, и даже врач Лаврова вынуждены спать с мужчинами, чтобы получить их помощь и защиту; впрочем, в остальное время они не боятся взять в руки оружие и принимать сложные решения.
Визуальное исполнение
По качеству съёмок и операторской работы «Эпидемия» держится на уровне качественных западных сериалов – чтобы убедиться в этом, можно взглянуть на восторженные отзывы зарубежных критиков. В сериале есть потрясающие виды самого Вонгозера и добротные экшн-сцены, которые зрители сравнивают с австралийским боевиком «Апгрейд». Для заражённых разработали очень впечатляющий грим, и сама болезнь показана пугающе.
Чего в «Эпидемии» нет – так это ощущения того, что герои находятся в России. Можно смириться с тем, что персонажи выглядят по-голливудски идеально – даже у умирающей героини Исаковой, которая провела в дороге несколько суток, не может быть грязных волос. Но яркие неоновые заправки, дорогие машины и абсолютно безликие пейзажи могли бы снимать не в России, а, например, в Норвегии. Если не считать сцен в деревне, куда попадают персонажи в пятом эпизоде, действие сериала могло бы происходить где угодно.
«Выжившие» выглядят гораздо более скромными и по бюджету, и по изобретательности съёмок. По темпу они скорее напоминают «Тьму» от Netflix – это очень медленный сериал с гнетущей атмосферой. Первые эпизоды сами похожи на дурной и мутный сон, с блёклыми цветами, недобрыми лицами людей, мрачными интерьерами заледеневших без электричества и отопления кондовых квартир.
Если «Эпидемия» по большей части выглядит как спонтанная поездка за город, то «Выжившие» показывают постапокалипсис – мир после катастрофы, где не осталось практически ничего яркого и светлого.
Вердикт
«Эпидемия» стала настоящим прорывом для российских сериалов, их дорогой к западному зрителю – теперь совместных проектов будет больше, а шоу из России постепенно закупают всё больше зарубежных платформ. В остальном это рядовая история о зомби, которую все видели бесчисленное количество раз. Авторы «Эпидемии» написали среднюю драму о персонажах, которые готовы выживать любой ценой, раз за разом вылезая из беды и прогрызая себе путь к абстрактному спасению. В данном случае – к Вонгозеру, где жизнь почему-то должна стать лучше.
На контрасте, «Выжившие» – сериал о крайне уставших и измотанных людях, многие из которых уже ничего не хотят от жизни. Они цепляются друг за друга, за последние человеческие связи и теплоту, выживая только ради близких; Шадрин живёт ради дочери, Морозов едет в Институт, чтобы разбудить свою спящую любовь, Аня – потому, что в одиночку она попросту не выживет. Это мрачное и довольно нервное шоу о том, как горстка людей пытается сохранять подобие общества, но при этом, по большому счету, не мечтает ни о чем, кроме восьми часов полноценного сна. Так что роднит два сериала только наличие смертельного вируса.

«Эпидемия» против «Выживших»: как пандемия путешествует по российским сериалам В онлайн-кинотеатре «Окко» 23 сентября вышла финальная серия «Выживших» – сериала Андрея Прошкина по роману Игоря

«Эпидемия» против «Выживших»: как пандемия путешествует по российским сериалам В онлайн-кинотеатре «Окко» 23 сентября вышла финальная серия «Выживших» – сериала Андрея Прошкина по роману Игоря

.