Ёптель

это не вероятно, но факт!

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине

В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине Эстонии.
Эндель Карлович Пусэп (Пуусепп) человек удивительной судьбы и интереснейшей биографии, которую трудно уместить даже в большую книгу. Он, эстонец по национальности, родился 1 мая 1910 года, далеко от своей исторической родины. Предки Энделя переселились в Сибирь в середине XIX века, как и многие эстонцы Эстляндской и Лифляндской губерний. Семейства эстонцев выбрали землю недалеко от Енисейской губернии (ныне это территория Красноярского края прим. Baltnews), построили там дома и зажили, наладив типичное эстонское хуторское хозяйство. Лишь через некоторое местные власти заметили незаконно обжитые земли и хутора, но отбирать не стали, а лишь обложив налогом, дали поселению название «Самовольное».
Путь к самолету
Уже в дошкольном возрасте Энделя научили читать и по-русски, и по-эстонски. Учеба давалась Энделю легко. Он рос увлеченным и даже смастерил с другом модель аэроплана.
В 1924 году произошло событие, которое навсегда предопределило путь простого эстонского паренька. В село Шалинское прилетел самолет. Взяв коня, Эндель преодолел 20 километров, чтобы увидеть летающую машину своими глазами. Впечатление от увиденного машины для подростка было настолько неизгладимым, что он твердо решил стать летчиком.
И Энделю помог случай. По распределению местных партийных органов он направлялся на учебу в Ленинград, в педагогический техникум, для овладения уважаемой профессией учителя. В Ленинграде находилась и Военно-теоретическая школа ВВС РККА, в которую Эндель надеялся поступить. Но в школу ВВС набирали только с восемнадцати лет, и поэтому пришлось пойти на хитрость. Перед отправкой в Ленинград в местном сельсовете, необходимо было получить удостоверении личности и Эндель, пользуясь отсутствием записи о своем рождении в метрической книге, приписал себе год к возрасту.
Поступив в педагогический техникум, Эндель проучился в нем всего лишь год, а затем поступил в школу ВВС. Там он смог раскрыть свои таланты и проявил себя как дисциплинированный и способный курсант. Уже с первых лет Эндель сумел освоить самые сложные в те годы техники пилотирования.
После летной школы в Ленинграде была школа в Вольске, а затем школа летчиков и летчиков-наблюдателей имени Ворошилова в Оренбурге где Эндель Карлович Пусэп работал на должностях инструктора, старшего инструктора, командира звена, командира учебного отряда. Пусэп подготовил множество талантливых пилотов.
Затем была Ейская школа морских летчиков, где учили технике пилотирования исключительно по приборам, с полностью закрытым обзором для пилота и штурмана «слепым» полетам.
Вызов в Москву
Успешно сдав все экзамены по технике пилотирования, в 1937 году Эндель Пусэп неожиданно получает вызов в Москву. В Москве он застал совещание, в которое входили пилоты и исследователи Арктики. Формировалась экспедиция по поискам пропавшего экипажа самолета под командованием известного тогда своими дальними перелетами летчика Сигизмунда Александровича Леваневского, совершавшего перелет в США через северный Ледовитый океан. Поиски длились на протяжении года, не дав никаких результатов.
С этого печального года поисков и начались полеты Энделя Карловича по полярным широтам. Первая половина ХХ века это время освоения прежде недоступных арктических земель. В середине-конце 1930-х годов советская авиация вслед за кораблями начала свое покорение Арктики. Эти полеты сопровождались постоянным высочайшим риском, низкими температурами, поиском и снабжением экспедиций, тяжелейшими метеоусловиями и напряжением всех сил в условиях полярных дней и ночей, длящихся по полгода. Закончилась арктическая эпопея уже майора Пусэпа лишь с началом войны.
Война
С началом войны летчики полярной и дальней авиации были сразу отправлены в боевые части, и, пока фронт неумолимо катился к Москве и Ленинграду, они получали самолеты Пе-8 для осуществления приказа Сталина бомбить Берлин. В ночь на 7 августа первая бомбардировка нацистской столицы была произведена группой летчиков военно-морской авиации с аэродрома Кагул, который находился на острове Сааремаа, Эстонской ССР. Группе под командованием Михаила Водопьянова, в экипаж которого вошел Эндель Пусэп, предстояло осуществить следующую волну бомбардировок Берлина, но с Ленинградского аэродрома в Пушкино.
Взмыв в небо 10 августа, бомбардировщики прошли строем над Балтийским морем и устремились к главной цели. Берлин уже после первых бомбардировок был затемнен: ни лучика света, ни прожектора. Экипажам Водопьянова необходимо было, как в полярных условиях, не ошибиться с расчетами и сбросить бомбы на город. Первые всполохи от взрывов бомб и система ПВО как разворошенный муравейник ощетинилась зенитными вспышками и столбами огней прожекторов. Бомбы попали в цель. От ударов взрывов и выстрелов зенитных орудий многотонные машины трясло, осколки разбивали бронестекла башен бортовых стрелков, впивались в обшивку и рвали ее. Но все машины ушли от города. Успешно отбомбившись и сбросив листовки, они легли на обратный курс.
Задание было выполнено. Берлин горел. Самолет Водопьянова получил пробоину в двигателе и начал терять масло, топливо и скорость. Затем начала падать и высота.
Экипаж решил посадить самолет, но сделать это нужно было на своей территории, вылетев за линию фронта, которая проходила уже через Эстонию. Вынырнув из-за туч, многотонный самолет совершает аварийную посадку прямо на лес. Все остались живы.
По звукам артиллерии, фронт проходил уже очень близко, и необходимо было понять направление, в котором надо выходить к своим. Неожиданно для себя майор Пусэп оказался на родине предков. Тут и пригодилось ему знание эстонского языка. Встретив местного мальчика-пастуха, он расспросил его на эстонском, как экипажу выйти к своим, и мальчик достаточно толково, как заправский генштабист, показал и рассказал, как добраться до красноармейских частей. Экипаж благополучно вышел к ним в районе станции Ору под Йыхви и после уничтожения разбитого самолета эвакуировался в Ленинград через узкую горловину фронта близ Нарвы.
После возвращения Эндель Карлович еще множество раз вылетал на бомбардировки войск и тыловых коммуникаций противника под Сталинградом, Смоленском, Брестом. За августовские бомбардировки Берлина, Данцига и Кенигсберга Пусэп был удостоен награды ордена «Красного Знамени». В представлениях о награждении отмечались его основные достоинства как профессионального командира.
Полет Молотова
Весной 1942 года Сталину пришла телеграмма от американского президента Франклина Рузвельта с предложением прислать на встречу в Вашингтон главу советского Наркомата иностранных дел Молотова. Это имело огромное значение в еще достаточно трудный для СССР военный период, когда прошел только первый год войны. Красная армия отходила с боями все дальше к Волге, советское руководство настойчиво добивалось открытия Второго фронта, и этот визит Молотова в США позволял решить многие важные вопросы самого высокого уровня.
После проработки возможных вариантов было решено лететь над оккупированной территорией Европы в Великобританию и далее, через Исландию в США. Для осуществления такой сложной задачи выбор пал на полярных летчиков. Они знали, что такое летать в трудных метеоусловиях, не имея визуальных ориентиров, и летать по приборам. Осуществлять перелет был назначен опытный экипаж полярного летчика, майора Энделя Пусэпа.
19 мая 1942 года в 18:00 самолет с советской правительственной делегацией вылетел курсом на запад. Полет сопровождался огромным напряжением сил экипажа: попадание в грозовые фронты, от которых многотонный борт подбрасывало и раскачивало из стороны в сторону, сверкающие молнии грозили разломить фюзеляж, дождь переходил в снегопад, а затем снова сменялся дождем, пилоты с трудом удерживали назначенный курс. Ко всему этому добавлялась опасность полета в воздушном пространстве, где хозяйничала немецкая авиация.
Пролетев через непогоду и над оккупированной нацистами Европой, самолет с советской правительственной делегацией успешно приземлился на британском острове. После встречи Молотова с главой британского кабинета министров Уинстоном Черчиллем, самолет направился через Атлантический океан в США.
В Европе и в Америке, везде, куда бы ни прилетал советский самолет, это вызывало ажиотаж, бурю восторга и непременное желание выразить поддержку сражающемуся народу СССР.
В Вашингтоне, на встрече Молотова и Рузвельта, были решены значительные вопросы союзнических обязательств, вопросы поставок грузов, и перспектива открытия Второго фронта. После продолжительной встречи, таким же маршрутом, пролетев через Атлантику и Англию, оккупированную Европу и части СССР, занятые врагом, 12 июня 1942 года самолет с советской правительственной делегацией благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве.
Большинство вопросов, поднятых в Лондоне и Вашингтоне остались, засекреченными и не были преданы огласке. Но главным было то, что вопрос открытия Второго фронта приобрел четкий план и сроки, а сам факт визита Молотова в Великобританию и США произвел огромный психологический эффект. СССР был показан не просто сражающейся страной, но страной-лидером среди государств Антигитлеровской коалиции. Этот полет во многом определил ход войны и поддержку другими странами воюющего Советского Союза.
После полетов в Великобританию и США экипаж совершивший перелет, был награжден орденами и медалями, а сам майор Пусэп, 20 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР с формулировкой был представлен к правительственной награде званию Герой Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
Эндель Карлович до конца войны совершил множество вылетов и встретил победный май под Берлином, когда для авиации дальнего действия уже не было работы.
После войны
После войны Пусэп оставил авиацию по медицинским показаниям. Боевое ранение в позвоночник заставило уйти из ВВС, которая сменилась республиканским постом руководство управлением автотранспорта Эстонской ССР. Затем Эндель Пусэп стал заместителем председателя Президиума Верховного Совета ЭССР и министром социального обеспечения.
С годами бурная деятельность сменилась спокойной жизнью пенсионера, в доме в тихом местечке под Таллином. Занимаясь общественной деятельностью, работой с молодежью, Пусэп не забывал и писать мемуары о своей интересной жизни. Но с распадом Советского Союза и сменой политического строя, в независимой Эстонии пришли времена, когда его заслуги и подвиги стали никому не нужны. Для новой власти Пусэп стал чужим. В порядке реституции у него, тяжелобольного ветерана войны, был отобран дом, и лишь невероятными усилиями друзей и коллег удалось получить квартиру, оформить ветеранскую пенсию от России.
Подорванное здоровье и несправедливость новых властей Эстонии сделали свое дело. Эндель Карлович Пусэп умер 18 января 1996 года. Незаметно для широкой общественности, без государственных почестей и некрологов в газетах.
Вклад Пусэпа в мировую историю и победу над нацистами сложно переоценить. В России его помнят и чтут, им гордятся в Сибири как своим земляком. В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине Эстонии.

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине

Эстонец, бомбивший Берлин. Военное небо Энделя Пусэпа В историю советской авиации Эндель Пусэп вписан золотыми буквами, но, к сожалению, почти полностью забыт на своей исторической родине

.