Несмотря на то что в сентябре 1988 года СССР вошел в «клуб» производителей широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, присоединившись к Boeing и Airbus, наш Ил-96-300, в отличие от конкурентов, так и не стал массовым.
В большей степени причиной тому стали четыре мощных и надежных, но в то же время совсем неэкономичных двигателя. Кроме того, экипаж Ил-96-300 состоял из трех человек, что также было связано с некоторыми издержками.
Впрочем, свою нишу самолет все-таки нашел. Он стал востребованным в Специальном летном отряде «Россия» для перевозок президента и первых лиц государства. В то же время в 2017 году было решено разработать и построить новую версию вышеупомянутого самолета Ил-94-400М.
Крылатая машина, которая отличается от своего предшественника удлиненным на 9 метров фюзеляжем, более мощными двигателями ПС 90А1 и пассажироемкостью до 370 человек, недавно совершила свой первый испытательный полет.
Здесь стоит отметить, что массовый выпуск Ил-94-400М, скорее всего, также маловероятен, так как проблема с экономичностью двигателей не решена. Да, в будущем есть вариант заменить четыре ПС 90А1 двумя перспективными ПД-35. Но последний должен быть готов только к 2030 году.
На первый взгляд может показаться, что новый широкофюзеляжный самолет будет не более востребован, чем его предшественник, а значит, его разработка была бесполезной. Но это не так.
Во-первых, после выхода из совместной российско-китайской программы CR929 нашим инженерам придется приниматься за проектирование нового широкофюзеляжного самолета с нуля. Опыт в создании Ил-94-400М здесь будет очень полезным.
Во-вторых, и это главное, Ил-94-400М может стать новым «самолетом Судного дня» и прийти на смену Ил-86 ВзПУ. Конечно, последний все еще способен эффективно выполнять свою роль, однако в связи с появлением новых видов электронного оборудования все они попросту не поместятся в старый самолет.
В итоге проект по переоборудованию Ил-94-400М в «самолет Судного дня» уже стартовал и получил название «Звено-3С». Строительство первого такого «летающего бункера» уже ведется на Воронежском авиастроительном заводе.