Китай вплотную приблизился к осуществлению космических полётов без использования ракетных носителей. Как отмечается, прорыв в космической отрасли может быть воплощён благодаря разработке космического самолёта Tengyun, способного взлетать и приземляться на аэродромах. По данным прессы, инициированная Китаем система горизонтального взлёта и горизонтальной посадки (HTHL) обладает преимуществом перед американским эквивалентом: экспериментальным орбитальным самолётом испытательной Boeing X-37B, запускаемым с помощью ракетных ускорителей.
«Китайские космические самолеты были вдохновлены американским X-37B, но американский межорбитальный буксир всё ещё должен запускаться с помощью ракеты, а Китай уже преодолел это ограничение», — сказал главный редактор журнала военной тематики Naval and Merchant Ships Су Мин.
По мнению эксперта, успешное испытание системы горизонтального взлёта и посадки предполагает, что будущие китайские аэрокосмические самолёты смогут взлетать из аэропортов в любой точке страны. В будущем количество космических полётов может возрасти с 30 до более чем 1000 раз в год.
СПРАВКА:
Китайская национальная пилотируемая космическая программа «Проект 921» стартовала в 1992 году. Программа предполагала поэтапное освоение пилотируемой космонавтики, создание китайской национальной орбитальной станции и создание «космического самолёта» — пилотируемого корабля с горизонтальным взлётом и посадкой.
Проект многоразового космического самолета Tengyun впервые был представлен в 2016 году Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорацией (CASIC). Космический корабль состоит из двух самолётов, причём более крупный самолёт действует как самолёт-носитель. Испытательный суборбитальный полёт Tengyun был произведен в июле 2021 года в частично автономном режиме с базового корабля.