Ёптель

это не вероятно, но факт!

Кто первый сел, того и льдина: полет на макушку Земли

Кто первый сел, того и льдина: полет на макушку Земли Стекло зарастает льдом – антиобледенитель еще не изобрели. Ты летишь к центру Ледовитого океана и не знаешь, выдержит ли плавучая льдина

Стекло зарастает льдом – антиобледенитель еще не изобрели. Ты летишь к центру Ледовитого океана и не знаешь, выдержит ли плавучая льдина твой самолет: 23 тонны с грузом. 29 марта 1937 года из Москвы стартовала первая в мире авиаэкспедиция на Северный полюс.
Арктику с воздуха покоряли лучшие летчики-полярники. Флагманскую машину вел ас – Михаил Водопьянов. Все четыре самолета были из серии АНТ-6: первые в мире четырехмоторные транспортные монопланы. Первыми в мире они сели и на лед Северного полюса. Но не сразу.
Четыре ученых и собака
Из-за погодных условий арктический полет прерывался. Сначала задержались в Холмогорах (Архангельская область), потом в Нарьян-Маре (110 км от Баренцева моря). Останавливало неожиданное потепление – шел проливной дождь. Еще на неделю застряли в поселке на берегу пролива Маточкин Шар (Новая Земля). Там бушевал такой снежный ураган, что самолеты откапывали два дня. Дольше всего сидели на острове Рудольфа – самом северном в архипелаге Земля Франца-Иосифа (в 900 км от конечной точки). Только 4 мая к полюсу отправили воздушного разведчика, и только 21 мая Водопьянов совершил историческую посадку на льдину вблизи «макушки Земли». Из его самолета с лыжными шасси вышла арктическая экспедиция. Руководитель научной зимовки Иван Папанин на всякий случай потопал ногами по льду. Это было лишнее: на льдине до начала лета спокойно стояли все четыре грузоподъемных самолета. Потом осталась только первая в мире дрейфующая станция. Она называлась «Северный полюс-1», работала 9 месяцев, продрейфовала 2000 км до Гренландского моря, оттуда зимовщиков со льдины забрал советский ледокол. Их было пятеро: четыре ученых и собака – пес по кличке Веселый.
Воздушный «автобан»
Риск первого арктического полета был огромный. Так считает инженер-конструктор Георгий Галли:
«Михаил Водопьянов имел большой опыт полетов в северных широтах. Но предусмотреть все было невозможно. Например, внезапную перемену погодных условий со сложных на еще более сложные. К тому же нигде в мире самолеты тогда не оснащались противообледенительными системами, летчики не имели простой незамерзающей жидкости, была только вода, которую требовалось разогревать. Конечно, они совершили подвиг, когда в экстремальных условиях первыми приземлились на Северном полюсе».
Практической пользы у этого подвига оказалось немало. Одной из задач экспедиции была координация по радиосвязи перелетов через Северный полюс. Ее успешно выполнили, и в июне того же 1937-го состоялся первый беспосадочный перелет из СССР в США (экипаж Валерия Чкалова). Но еще до него, когда только заявили о начале работы арктической метеорологической станции, генерал-майор ВВС США Оскар Уэстовер все понял. В приветствии Михаилу Водопьянову он сказал: «Ваш полет окажет огромное содействие сокращению воздушных трасс мира». Так и вышло.

.