Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Orion» против «Утренней почты»: как Вася Цымбал хотел телевизор посмотреть, а попал в историю!

Orion против Утренней почты: как Вася Цымбал хотел телевизор посмотреть, а попал в историю! Военный летчик Василий Цымбал в свое время был переведен В Килп-Явр, что под Мурманском с Дальнего

Военный летчик Василий Цымбал в свое время был переведен В Килп-Явр, что под Мурманском с Дальнего Востока за то, что сдул на форсаже японский вертолет с палубы японского сторожевика, а вычислен был по фразе (ставшей крылатой), брошенной в открытый эфир: «Пи_дец котенку!»
В полку он отличался своей шебутной лихостью — как-то раз, взлетев по авианосной группе он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива — и устроил американцам обильный керосиновый душ…
Задачей авиаполка, куда прибыл Василий, было не допустить нарушения госграницы СССР в районе Баренцева моря. И как раз здесь силы НАТО вели активное наблюдение за нашими подводными лодками. То их самолеты, то вертолеты приближались к границе. Нашим летчикам приходилось по семь-восемь раз в день вылетать по тревоге. А на дежурство они заступали через день. Вот и решил Цымбал вместо барражирования возле «вероятных друзей» использовать «неуставной» метод.
В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су–27, из состава дежурного звена 941 ИАП ПВО (п.Килп–Явр).
Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р–3С «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. «Орион» «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами, и судя по всему вел контроль за нашей подводной лодкой. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12–ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.
Задача дежурного Су–27 состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения государственной границы СССР. Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цымбал. После взлета, КП ИАП «навело» истребитель на «Орион» и Су–27 начал «нарезать петли » возле «Ориона». Все происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день.
Но! Кто может быть помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению Программа » Утренняя почта».
Все хиты советской эстрады, на то время, показывала в основном только «она», альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать кто–то из «звезд » на то время.
В общем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме… летчика Василия Цымбала!
«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива.
Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени, он просто зашел снизу под «Орион» и закрыл тому обзор всей аппаратуры. «Орион» начал сбрасывать скорость в надежде, что истребитель свалится. Но у Су-27 скорость сваливания гораздо меньше (около 200 км/ч). В итоге сам «Орион» начал терять высоту и в этот момент зацепил винтом третьего двигателя радиопрозрачную законцовку правого киля. Обломки винта повредили четвертый двигатель и фюзеляж.
Василий Цымбал докладывает на КП –»Орион» уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет » Орион», заходит вперед и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил » Василий самолет разведчик как мог.После столкновения «Орион» доложил в эфир: «атакован советским истребителем, имею повреждения». Для его сопровождения были подняты 2 F-16, которые и привели его домой, на авиабазу в Норвегии.
Затем Василий вернулся на аэродром и успел посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем. После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть «При маневрах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое частенько бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории. Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись… Весь день было тихо и солнечно.
Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус — 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет. В полк приезжает Командир Корпуса, начинаются разбирательства.Самолет Су-27 б/н 36 сразу после столкновения получил б/н 38 ещё позже б/н 31. «Тупые америкосы» ни в жисть бы не догадались.
И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта «Ориона» вели фото и видеозапись всех маневров Су–27. Более того, норвежцы попросили Васю во время съемки снять маску, что он с удовольствием сделал и попозировал коллегам. Копия всех материалов была передана послу Норвегии. А на следующий день вышел журнал с Васиной физиономией и хорошо видимым бортовым номером СУ. Да еще НАТОвцы начали приветы Васе передавать.
Потом составили проект ответа на натовскую ноту. Смысл такой:» Вы, господа, вынудили нашего лётчика действовать решительно, т.к. ваш экипаж сам действовал некорректно, да ещё и с некрасивыми намерениями…»
Короче, Цымбала перевели от греха подальше в город Крымск Краснодарского края, а его полк в Килп-Явре долго сдавал зачеты по всевозможным Наставлениям и Правилам. Но, что интересно – на борту Васиного истребителя остроумные товарищи нарисовали маленький значок укрощённого «Ориона».

.