Почему в эпоху гиперзвука в армии России не отказываются от использования лошадей и изучают опыт сибирских староверов
Пресс-служба Южного военного округа (ЮВО) сообщила, что в горном соединении 49-й общевойсковой армии к началу зимнего периода обучения завершены… ремонт лошадиной сбруи и выковка подков. Это не ошибка, и информация отнюдь на припозднилась лет эдак на 80-100. В 2021 году, когда в морях Северного Ледовитого океана завершены государственные испытания «убийцы авианосцев» гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон», а для создания над Россией непробиваемого купола противоракетной обороны готова к заступлению на боевое дежурство уникальная зенитная ракетная система С-500 «Прометей», в нашей армии по-прежнему служат лошади.
Подкова на счастье
Как один из основных инструментов ведения войн лошади использовались семь тысяч лет. Только в ХХ веке в связи с появлением автоматического оружия — пулемётов и автоматов — мировые армии начали постепенно снижать долю конницы в своём составе. Но даже во время Второй мировой войны, когда успех на поле боя гарантировала механизированная мощь сражающихся войск, кавалерия продолжала оставаться серьёзной боевой силой. Наиболее значимую роль конница сыграла в ходе Битвы за Москву.
В декабре 1941 года четверть сил перешедшей в контрнаступление группировки войск Красной Армии составляли кавалерийские части и соединения. «Дикие козакен» генералов Льва Доватора и Павла Белова наводили ужас на противника. Они неожиданно атаковали врага в заданное время и в нужном месте, быстрыми и точными выходами на фланги и в тыл немецких войск останавливали продвижение их мотопехотных и танковых дивизий. Конечно, не могло быть и речи об атаках конной лавой на танки. Воевали спешенные кавалеристы, но на поле боя их доставляли не требующие подвоза дефицитного моторного топлива, дозаправки и регулярного техосмотра неприхотливые транспортные средства — лошади.
В условиях бездорожья и большой высоты снежного покрова кавалерия в 1941-м была у нас самой эффективной мобильной боевой силой, особенно при дефиците механизированных средств высокой проходимости. Кстати, и у германского вермахта, несмотря на более высокую долю оснащения войск машинами, перевозка обозов и артиллерийских орудий в значительной мере осуществлялась на конской тяге. Немцы на Второй мировой войне использовали около 1,1 миллиона лошадей.
Мир меняется стремительно, и чем дальше, тем быстрее. В космическую эру для практического применения лошадей остались скромные ниши — исторический кинематограф, конный спорт да арена цирка. Но неожиданно опыт локальных вооружённых конфликтов на Северном Кавказе и Ближнем Востоке показал, что конницу полностью списывать с военной службы в запас рано.
Главное в военном деле — целесообразность. Можно, к примеру, огневую точку врага уничтожить авиабомбой весом в тонну, а можно одним высокоточным боеприпасом. Но порой мощная авиабомба обходится бюджету государства в разы дешевле, чем один снаряд с лазерным наведением. Ещё возможно, что их обоих способна заменить одна пуля, выпущенная снайпером точно в лоб сидящему в доте пулемётчику противника. Не столь важно, как и чем, главное, чтобы боевая задача была выполнена.
В горах, на труднодоступных участках местности, где ограничено или невозможно применение других видов транспорта при выполнении служебно-боевых задач, вьючные караваны зачастую эффективнее и практичнее, например, применения вертолётов. Поэтому в российской армии возродили конницу, и применение лошадей для доставки грузов на перевалы себя оправдало. В мотострелковых горных бригадах, дислоцированных в Карачаево-Черкесии и Туве, кони теперь «служат» на штатной основе, а солдатам-контрактникам соединений пришлось освоить необычные в нынешние времена профессии шорника, кузнеца и коневода.
Во вьючно-транспортных взводах (являются одними из подразделений материально-технического обеспечения) кони совершают переходы по горным тропам, перевозя на вьюках миномёты, тяжёлое вооружение, боеприпасы, продукты питания и снаряжение. Каждая связка из четырёх вьючных животных способна переносить до 250 кг груза и совершать суточный переход в 25-30 км. В ходе занятий особое внимание уделяется обучению лошадей выполнять порученную работу, не боясь стрельбы и взрывов.
При подготовке к зимнему периоду обучения в штатных кузницах горных бригад солдаты выполнили ремонт сбруи и выковку подков. «Транспорт» вместо летних подков «переобулся» на зимние, с шипами. Первые же занятия нового учебного года показали, что и в заснеженных горах кони — «вездеходы».
Курсантов учат джигитовке
В 2021 году на факультете подготовки командиров для горных подразделений Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (ДВОКУ) приступили к освоению конной подготовки. В первую очередь будущие офицеры осваивают уход за животными, навьючивание и езду, а также постигают элементы джигитовки.
Конная подготовка нужна курсантам для решения будущих боевых задач. Лошади незаменимы для передвижения в гористой и лесной местности, где не пройдёт автомобиль или военная техника. В настоящее время ДВОКУ — единственное училище в стране, ведущее подготовку командиров взводов для горных и арктических подразделений Сухопутных войск.
«Тюльпаны» не вянут
Российская армия активно перевооружается. Всё больше образцов вооружений признаются устаревшими и их место занимает современная боевая техника. Но некоторые удачные, хорошо зарекомендовавшие себя виды и типы вооружения остаются в строю долгие годы. Вторую жизнь им даёт глубокая модернизация.
Перед Новым годом концерн «Уралвагонзавод» госкорпорации Ростех в рамках исполнения гособоронзаказа передал Минобороны очередные партии модернизированных боевых машин. Тяжёлая огнемётная система ТОС-1А — новая версия боевой машины ТОС-1, которая была принята на вооружение в 1995 году. «Омолаживаясь», техника претерпела ряд принципиальных конструктивных изменений. Теперь ТОС-1А укомплектованы самой современной пусковой аппаратурой, позволившей сократить время выполнения боевых задач и повысить удобство работы экипажа боевой машины.
Также «Уралвагонзавод» отправил в войска партию инженерной техники — бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1М. Их задача — техническое обеспечение танков Т-72, Т-80, Т-90 и эвакуация повреждённой тяжёлой бронетехники, в том числе из-под огня противника. БРЭМ-1М — это модернизированный вариант БРЭМ-1, принятой на вооружение в 1975 году. В отличие от предшественника, созданного на базе танка Т-72, БРЭМ-1М разработана на базе танка Т-90 и обладает двигателем мощностью 1 000 л. с. Также в кардинально модернизированной машине установлена лебёдка с повышенным тяговым усилием, до 20 тонн вместо прежних 12 увеличена грузоподъёмность гидравлического крана.
Новую жизнь получили и созданные ещё во времена Советского Союза сверхтяжёлые артиллерийские установки. Недавно в ходе учений в Тамбовской области групповые удары крупнокалиберными осколочно-фугасными минами и снарядами по движущимся колоннам условного противника, его командным пунктам и складам с оружием нанесли «Тюльпаны» и «Малки».
Сильная сторона этих «тяжеловесов» — это не только огневая мощь, но и радиус поражения. Миномёт 2С4 «Тюльпан» использует мины весом 130-228 кг, несущие боеголовки весом от 32 до 46 кг, которые могут поражать цели на расстоянии до 20 км. Орудие 2С7М «Малка» калибра 203 мм доносит снаряды весом 88-133 кг на дальность 45-50 км. Оснащённые новой высокотехнологичной аппаратурой управления огнём «Малки» и «Тюльпаны» теперь получают координаты целей с беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10».
Спецназ идёт по тропам староверов
Порезали на клочки свои парашюты и отказались продолжать учение морские пехотинцы США на проходивших несколько лет назад на севере Норвегии манёврах Joint Viking. Морпехи попросту замёрзли, и им пришлось самостоятельно утепляться с помощью ткани куполов парашютов. Мало того, что их обмундирование и снаряжение не выдержали температуры воздуха ниже -45 градусов по Цельсию, так ещё американские военнослужащие оказались и абсолютно необученными выживанию в суровых условиях Крайнего Севера. Боже мой, и эти люди пытаются с нами соперничать в Арктике…
Бойцы соединения специального назначения и мотострелковой горной бригады Центрального военного округа (ЦВО) уже несколько лет подряд проходят специальный курс обучения под руководством сибирских старообрядцев. В центре военно-спортивной подготовки Ергаки, расположенном в Красноярском крае в предгорьях Западного Саяна, где около девяти месяцев в году лежит снег, разведчики учатся выживать в особых климатических условиях без средств розжига костров, топоров и палаток.
Отправляясь в рейды, военнослужащие в условиях пониженных температур строят укрытия из подручных средств, добывают огонь и обучаются правилам маскировки. В программу спецподготовки также входит освоение способов добывания пищи в условиях горной тайги с использованием бесшумного и холодного оружия, а также капканов, ловушек и силков. В ходе учений солдаты отрабатывают преодоление скальных участков и переправу через горные реки вброд, скрытое передвижение в горно-лесистой местности.
Руководят на маршруте инструкторы-староверы — искусные следопыты, охотники и мастера старинных промыслов. Многие их семьи до сих пор живут обособленно от цивилизации, более трёх веков сохраняя передаваемые из поколения в поколение обычаи и традиции предков, имеющих богатый опыт освоения Сибири. Теперь потомки первооткрывателей и «первообживателей» сурового края обучают военнослужащих базовым навыкам по выживанию в дикой природе.
По плану международного военного сотрудничества Минобороны России стало привлекать к обучению в центре Ергаки и военнослужащих из армий дружественных государств. Курсы выживания под началом русских староверов, например, прошли группы спецназовцев из Узбекистана и Китая.
Мы поедем, мы помчимся…
В 2021 году разведчики отдельной бригады морской пехоты Северного флота (СФ) впервые провели занятия по управлению оленьими и собачьими упряжками. Ранее такими упряжками научились управлять солдаты арктической мотострелковой бригады СФ, а первыми, как всегда, в этом деле стали бойцы Воздушно-десантных войск. Специальные тренировки по применению нарт и распределению собак в упряжке для скоростного и продолжительного движения в подразделениях ВДВ начали пять лет назад.
Изучение управления традиционным транспортом коренных народов Крайнего Севера понадобилось нашим десантникам для выполнения особых задач в околополюсном районе Арктики. Позже, на проходившем в районе Северного полюса учении с десантированием подразделения ВДВ на собачьих упряжках с нартами, загруженными до 200 кг боеприпасами и продовольствием, совершили 70-километровый стремительный марш к Северному полюсу.
Зачем нам это надо Хотя бы затем, чтобы при необходимости спасти экипаж какой-нибудь атомной субмарины США. У них они периодически при всплытии, в отличие от наших подлодок, вмерзают в полярные льды. А тут мы — на собачьих упряжках, с ремонтно-эвакуационными машинами БРЭМ-1М на прицепе, со снарядами «Малки» на нартах (вдруг откажутся от нашей доброй помощи!) и со староверами впереди…