Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Поклонения волхвов», Питер Брейгель-старший

«Поклонения волхвов», Питер Брейгель-старший 1564г. Доска, масло. Размер: 11,1х83,2 см. Национальная галерея ЛондонКартина имеет дурную славу, причиной которой стал необдуманный выбор натурщицы.

1564г. Доска, масло. Размер: 11,1х83,2 см. Национальная галерея Лондон
Картина имеет дурную славу, причиной которой стал необдуманный выбор натурщицы. Деву Марию Брейгель-старший написал с кузины, которая была несчастна в супружестве по причине бесплодности, отчего случались частые побои мужа. Бедная женщина еще при жизни получила обвинения в «заражении» полотна: четыре раза оно попадало в приватные коллекции и четыре раза оно делало своих владельцев бесплодными.
В картине упоминается евангельский сюжет о волхвах, которые пришли с Востока, чтобы поклониться новорожденному Иисусу и выразить свое уважение поднесёнными дарами (Мф. 2:1-11). В своей работе Питер Брейгель Старший решил отойти от традиционного изображения и передачи радости момента. Находясь под влиянием стиля Иеронима Босха, он пишет картину, которая не передаёт радость от рождения младенца, и все присутствующие, включая Деву Марию, пребывают в печали. Вместе с Иисусом, она ключевая фигура композиции, и именно её одежду художник изобразил в синем цвете, который является холодным и призван передавать печаль. Человек в зелёном платке что-то шепчет Иосифу, который склонился к нему и закрыл глаза, отображая на лице равнодушие к происходящему. У входа в хлев и вокруг Марии с младенцем, Иосифа, волхвов и темнокожего Валтасара находятся люди и солдаты, на лицах которых художник отобразил иронию и злорадство.
При всей традиционности картину не приняли верующие: если с шаржированными образами второстепенных участников действия еще можно было смириться, то образ Иосифа являлся неприемлемым. Он не излучает набожность, а, наоборот, явно демонстрирует полное равнодушие к происходящему. В подобной трактовке канонического сюжета — весь Брейгель.

.