1912г. Холст, масло. Размер: 55×46 см (овал). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Картины Пабло Пикассо не сразу были приняты и поняты обществом. Тех, кто находил в них что-то особенное или восторгался ими, можно было посчитать по пальцам. Такая ситуация в его карьере продолжалась до тех пор, пока он не решился внести перемены, которые коснулись не только личного стиля живописца, но и всего изобразительного искусства в целом. Мастер стал применять в своих картинах различные геометрические формы и декоративные элементы. Данное направление живописи назвали кубизм. «Скрипка» относится как раз к этому самому направлению.
Картина была написана летом 1912 года, когда Пикассо работал в Сорге и создал целую серию произведений с изображением музыкальных инструментов. В этот период в его живописи происходят перемены, которые приведут к следующему этапу кубизма, называемого синтетическим. Пикассо разлагает музыкальный инструмент на отдельные составляющие элементы, показывая его увиденным одновременно с разных точек зрения.
Зритель сам должен проделать в своем сознании аналитическую работу по воссозданию инструмента. Но завершенность композиции крепко спаивает все элементы в синтетическое целое, хотя и каждая из деталей скрипки замечательна своей красотой и законченностью. Все они компонуются так, дабы вызвать не столько представление о скрипке, сколько о музыке, извлекаемой из нее. Музыка как вид искусства оказывается созвучной творчеству Пикассо: ведь она ничего не иллюстрирует, а творит свой собственный художественный мир.
Для формата произведения художник использует овал, гармоничность формы которого вызывает ассоциации с образом скрипки. Пикассо передает в картине и фактуру дерева, из которого сделан музыкальный инструмент. Отсюда уже лежит прямой путь к созданию коллажа, своего рода «объекта» с использованием фрагментов готовых предметов: обрывков газет, табачных этикеток, кусков обоев, который вскоре появится в творчестве художника.
До 1918 «Скрипка», Пабло Пикассо была в собрании С.И. Щукина, затем в Государственном музее нового западного искусства до 1948 , с тех пор картина находится в ГМИИ