Ёптель

это не вероятно, но факт!

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец.

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец, работал на строительстве железнодорожного моста. Братья Яновой — известный фотокорреспондент ТАСС Н. П. Янов (1903—1982), и художник К. П. Янов (1905—1996).Семья вернулась в Петроград в 1915 году.
В. П. Янова училась в Александровской женской гимназии (11-я трудовая школа; в настоящее время школа № 211); затем на архитектурном факультете в Институте гражданских инженеров (ЛИСИ); одним из её педагогов был Н. А. Тырса.
В 1927 году вышла замуж за художника Георгия Николаевича Траугота (1903—1961), игравшего заметную роль в военной и послевоенной художественной жизни Ленинграда. После окончания Академии Художеств Г. Н. Траугот работал как живописец и как график, входил в художественное общество «Круг художников». На протяжении жизни Г. Н. Траугот и В. П. Янова поддерживали творческое содружество с «круговцами» — А. И. Русаковым, Г. М. Неменовой, Т. И. Купервассер, Н. Д. Емельяновым. В довоенные годы Траугот и Янова поддерживали дружеские отношения с художником Владимиром Лебедевым, с поэтом Даниилом Хармсом.
С конца 1920-х гг. В. П. Янова начинает постоянно работать, как живописец. Вместе с Г. Н. Трауготом она ездит на этюды и в творческие командировки. Её работы тридцатых годов довольно близки творчеству Г. Н. Траугота. Уверенный точный рисунок, внимание к мотиву, сдержанный суховатый цвет отличают её работы этого времени, в большинстве — пейзажи, также она пишет ряд работ на колхозные темы.
Во время блокады Ленинграда Янова оставалась в Ленинграде. В. П. Янова дежурила в бригаде, гасившей фугасные бомбы.В блокаду она близко сдружилась с двумя другими художницами — Т. Н. Глебовой и А. В. Щекатихиной-Потоцкой.
Блокадный цикл Яновой, графический и живописный, включает в себя городские пейзажи, автопортреты, портреты. В блокадном цикле основные цвета в её гамме — серый, чёрный и красный, но в них вполне раскрывается колористическое дарование Яновой, его удивительная сила и своеобразие.
Сразу после войны художница, деятельный и волевой человек, точно определяет свой путь: она так и не вступает в члены СХ, и отказывается от участия в выставках. Её выбор необычен полным отказом от публичного признания. Художница отказывалась, одновременно, и от компромисса, неизбежного при её вступлении в секцию живописи партийного ЛОСХа, и от какой-либо причастности к андеграунду, существующему в оппозиции к режиму. Творчество Яновой с конца 1920- х гг. представало лишь на суд круга знакомых художников, начавших работу в то же время,что и она.
Путь в искусстве, сознательно избранный художницей, дал возможность её зрителям 21 века увидеть, каким могло бы быть русское искусство этого времени, лишённое давления социалистического реализма, требовавшего от художника «отображения действительности с партийной точки зрения.» Высказывалось мнение, что живопись Яновой не имеет аналогов в русском искусстве 1940-1950-х гг., и первая выставка Яновой в Русском музее «могла бы переписать историю искусства XX века — как локальную, ленинградскую, так и большую, советскую.»
В сороковые-пятидесятые годы творчество Яновой было значимой частью жизни круга творческой интеллигенции, сохранявшей связи с искусством довоенного Ленинграда: это были художники Н. М. Суетин, А. А. Лепорская, В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. И. Басманов, М. П. Басманова, П. М. Кондратьев, Р. Р. О`Коннель-Михайловская, Г. Д. Епифанов, а также астрофизик Н. А. Козырев, поэт В. Д. Кошелев поэтесса и музыкант Л. Н. Глебова, музыкант М. С. Друскин. Разговоры об искусстве, проходившие в этом кругу и имеющие важное значение для ленинградской послевоенной культуры, описаны в дневниках и записях Г. и А. Траугота, В. Стерлигова, М. В. Войцеховского, философа Я. С. Друскина Вкус этого круга отразился в записях обсуждений и бесед, записанных их участниками: это, прежде всего, музыкаИ. С. Баха; поэзия А. И. Введенского, поэзия А.С. Пушкина и его, в том числе старших, современников; древнерусское искусство; живопись П. Пикассо и А. Матисса.
В течение десятилетий, вплоть до начала 21 века, Янова входила в своеобразный семейный художественный коллектив. Почти все свои работы эти художники считали согласованными, совместными. После войны сыновья Яновой заканчивают учёбу в СХШ и начинают работать вместе с родителями. В круг этой незаурядной художественной семьи с 1948 года входит скульптор Михаил Войцеховский, остроумно назвавший его «Орденом Тунеядцев», или «Орденом нищенствующих живописцев»(по аналогии с основанным в Иерусалиме в 1118 году «Орденом нищенствующих рыцарей», более известным как орден тамплиеров или храмовников); дружно живущих лишь одним только искусством.
О своей работе художники говорили: «Мы по-настоящему верим в такое коллективное творчество. Не в том смысле, что над каждым рисунком непременно нужно работать всем вместе, а что мы некая группа, обладающая способностью понимать друг друга, и можем сообща трудиться в искусстве…Наша работа не ограничивается нами двумя. Мы только часть братства. Мы работаем и по отдельности и совместно. Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство…»
Вера Янова работала до самых последних лет своей жизни, изменив лишь технику своих работ — ими стали преимущественно гуаши и акварели.
Вера Павловна Янова умерла в Петербурге 13 сентября 2004 года, похоронена на Серафимовском кладбище, в одной могиле с Г. Н. Трауготом.
Живопись Веры Яновой фактурна, художница всегда растирает краски на палитре, смешивая их, получая тон. Иногда она, таким образом, применяет чисто «сезанновский» метод протекания одного цвета через весь холст. Краски она смешивает столь густо, что они лежат глубоким рельефом на поверхности холста .
Её живопись полностью освобождена от натуралистического воспроизведения цвета: любые цвета она пишет любыми цветами. «Выражение «инстинкт малевания» — когда цвета вливаются друг в друга живописным массивом, применимо к дару… Веры Яновой.»
Гамма Яновой насыщенная, чрезвычайно яркая, вне всяких ограничений, со значительным использованием красного цвета.
В. В. Стерлигов, художник и теоретик живописи, высоко оценивая творчество Яновой, ставил его по некоторым признакам в один ряд с произведениями таких «органических русских живописцев», как Михаил Ларионов и Владимир Татлин:
Она — художник 1920-х гг., задержавшийся во времени. Есть обученные художники:… Лентулов, Альтман и т. д. Есть органические художники: Ларионов,Татлин. Для них нет труда обучения. В. П. Янова — явление органическое… Переработка Западной культуры (Франция) имеет у В. П. Яновой органическое усвоение. В этом ценность: естественное дыхание… В. П. Янова не бытописатель. Истории костюма не получить… Органические явления у нас очень редки.
— Владимир Стерлигов

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

Вера Павловна Я́нова (21 сентября 1907—2004) — российский художник, живописец. родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец,

.