Ёптель

это не вероятно, но факт!

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964)

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

«Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть.»
В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко по-настоящему расцвел в Париже, а осел в Нью-Йорке, где жил до самой смерти.
Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. Архипенко учился в Киевском университете, в Москве и в Школе изящных искусств в Париже, куда он приехал в 1908-м году. Изучал в музеях вместе с Амедео Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.
В 1910-м году уже выставлялся вместе с кубистами в Салоне Независимых. Его творчество включает скульптуры и барельефы, картины, рисунки и гравюры . Его скульптурные инновации создавались под влиянием произведений Брака, Пикассо и итальянских футуристов. В 1914 году Архипенко разработал то, что он назвал «скульпто-живописью», которая, по его словам представляла «новое явление в искусстве, основанное на связях поверхностей, форм, цветов и текстуры, игре света и тени». Именно Архипенко впервые «составил» единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид, смешанные материалы и ready-made объекты – листы металла, куски дерева, стеклянные бутылки. Он акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Он создавал скульптуру из геометрических форм, сочетал пустоты и оболочки. Позже — уже в Нью-Йорке он стал работать с мрамором, бронзой и керамикой, занимаясь как классической, так и абстрактной, конструктивной скульптурой.
В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.
В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульпто-живописи», сочетая трехмерное и плоскостное. Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».
«Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности…», — писал Архипенко. О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так: «Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком, когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел Нематериальную прозрачную третью вазу, образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства, символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге. После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым, полное — порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».
1919 года Архипенко работал во Франции, в 1919 совершил тур по Европе. В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.
В 1923-м он переехал в Нью-Йорк, а затем работал в Новом Баухаузе, основанном Л.Мохой-Надем в Чикаго. В 1953 Архипенко провел свою сотую персональную выставку. Архипенко занимался также живописью и изготовлением кинетических объектов с встроенным электрическим мотором, которые он называл «архипентурами». «Архипентура» — подвижная живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал Александр Архипенко и со «звуковой скульптурой», а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).
Он был директором мастерских Арко-Студио, выполнявших различные архитектурно-декоративные работы. Умер Архипенко в Нью-Йорке 24 февраля 1964. Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX века о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок.

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Для творца, – говорил Архипенко, – то, чего нет, часто важнее того, что есть. В 19 лет навсегда уехав из родного Киева в Москву, Архипенко

.