Ёптель

это не вероятно, но факт!

Бывает ли Пасха у мусульман

Бывает ли Пасха у мусульман Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется православная Пасха у мусульман. Ближайшая

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется православная Пасха у мусульман. Ближайшая к христианству религия — мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.
Пасха или Курбан-байрам
Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.
Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.
Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.
Курбан-байрам — самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.
Обрядовое сходство праздников
Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам — это своеобразная мусульманская Пасха.
Параллели
1-Празднику предшествует пост.2-Предписывается тщательная предпраздничная уборка жилища.3-Необходимо принести жертву Аллаху: молодого барашка без изъяна.4-Обязательно молитвенное всенощное присутствие в мечети.5В дни празднования в каждом доме готовятся столы с угощениями, мусульмане посещают родных и близких.
Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о происхождении православной Пасхи и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.
Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на пасхальное приветствие.
Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.
Пасхальные традиции у татар Поволжья
Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением Светлого Христова Воскресения, также не имеющего конкретной даты.
Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари — Кызыл йомырка Байрам, кряшены — Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что отмечают Пасху, разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других — привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.
Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с Пасхой Христовой для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.
Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.

.