Ёптель

это не вероятно, но факт!

История одного шедевра. «Концерт в яйце», Иероним Босх

История одного шедевра. «Концерт в яйце», Иероним Босх 1516г. Холст, масло. Размер: 108.5×126.5 см. Дворец изящных искусств, ЛилльКартина была написана в последний год жизни художника.

1516г. Холст, масло. Размер: 108.5×126.5 см. Дворец изящных искусств, Лилль
Картина была написана в последний год жизни художника. Относительно её авторства ведутся споры. Ранее считалось что «Концерт в яйце» — копия утраченной работы Иеронима Босха, на что указывает и наличие одного из его рисунков, который, возможно, был эскизом к той самой утраченной работе. Тогда при копировании допускались вольности — поэтому некоторые детали на рисунке и картине заметно отличаются. Картина, однако, точно появилась уже после смерти Босха хотя бы потому, что изображенные на ней ноты — произведение фламандского композитора Томаса Креккиллона (1505 — 1557), которое он создал в 1549 году (некая песня для четырех голосов). Возможно художник, делавший копию, по каким-то причинам не смог разобрать нот на полотне Босха и взял первые попавшиеся современные…
Как и многие работы Босха эта, возможно, содержит намек на алхимические опыты. Так, все, что надо ставить в атанор (печь у алхимиков), следовало загрузить в сосуды, форма которых имеет большое значение. Изображением герметически закрытого сосуда было и философское яйцо, занимающее большое место в картинах художника. Примером может служить и «Концерт в яйце». К тому же «Концерт в яйце», кажется, связывает музыку с алхимией, но этот концерт на деле не слишком музыкален: инструменты имеют здесь лишь символический смысл, зависящий от их формы и положения. В ранних картинах интонация художника скорее ироническая, чем гневная: алхимия видится художнику как глупость одних и жульничество других и тут она представлена карикатурно, сатирически.
Группа певцов образует «желток» яйца, символизирующий сборище «деревенщин». Яйцо на траве занимает центральное пространство. Десять человек, поющих и музицирующих, точно и увлеченно следуют разложенной перед ними партитуре. Один из певцов настолько увлечен своими песнями, что он не замечает, что у него срезает кошелек какой-то чертик. В целом сцена напоминает сюжет «Корабля дураков». Слева висит плетеная корзина в виде натюрморта — напитки и продукты питания, которые спокойно прилетают поклевать птицы — очевидно, это символ избытка. А вот слева внизу горит адский огонь. На картине полно и прочих, характерных для живописи Босха символов — сова, аист, обезьянка с флейтой и так далее.
Работа была куплена в 1890 году за 400 франков у одного парижского арт-дилера для музея изящных искусств Лилля, где она в настоящее время экспонируется.

.