Ёптель

это не вероятно, но факт!

Жизнь Героя: как советский лётчик потерял глаз, бежал из плена и вернулся в небо

Жизнь Героя: как советский лётчик потерял глаз, бежал из плена и вернулся в небо 17 ноября 1918 года родился Григорий ФилатовДетство и юность Григория Ивановича прошли в маленькой деревушке в

17 ноября 1918 года родился Григорий Филатов
Детство и юность Григория Ивановича прошли в маленькой деревушке в Башкирии. 16-летним пареньком уехал он в большой город с намерением принять участие в строительстве металлургического завода, где уже работал его старший брат. То было время первых пятилеток, и повсюду вздымались леса новостроек. Но вместо строителей его определили в ФЗУ, готовившее кадры для предприятий города.
Для деревенского паренька сначала всё было необычным: и городская жизнь, и обстановка, да и сама учёба в ФЗУ. Это учитывали преподаватели общеобразовательных дисциплин и мастера производственного обучения. Умело направляя учебный процесс и воспитательную работу, они старались возбудить у каждого ученика интерес и любовь к своей специальности, донести до их глубокого сознания, что без прочного знания основ науки нельзя стать высококвалифицированным рабочим. И потому Григорий Филатов начал учёбу старательно и с большим интересом. Он упорно повышал свой общеобразовательный уровень, приобретал практические навыки рабочей профессии.
Так бы и осуществилось его желание влиться в рабочий коллектив завода, если бы не увлечение авиацией, проявившееся у него с первых дней учёбы в ФЗУ. А интерес к ней у Григория Филатова возник сначала под воздействием наглядной агитации. Разве можно было оставаться равнодушным, когда с одного из красочных плакатов, встречавших учеников при входе в здание ФЗУ, смотрел на них такой же молодой парень, только в лётной форме, и как бы приглашал сесть с ним в кабину спортивного самолёта и подняться в голубое небо ! Но главное, что повысило интерес Григория к авиации, так это встреча с лётчиком — инструктором местного аэроклуба, состоявшаяся с учащимися в самом начале учебного года в ФЗУ. Он с большим увлечением рассказал им об авиационном спорте, говорил и о том, что ВЛКСМ является шефом Воздушного Флота нашей страны, и закончил свое выступление призывом крепить оборону нашей Родины.
Выступление лётчика — инструктора аэроклуба на всех слушателей произвело неизгладимое впечатление. Оно вызвало у многих глубокий интерес к авиации. Когда же инструктор спросил слушателей о желании заниматься в аэроклубе, одним из первых Григорий Филатов поднялся со своего места и решительно заявил:
— Запишите и меня !
Незаметно пролетели 2 года учёбы. За это время Филатов получил и свою рабочую профессию, и путёвку в небо. А тем временем подошла пора призыва в армию. Для комсомольца Филатова уже не стоял вопрос, где и в каком роде войск ему служить. Его сразу же направили на учёбу в авиационную школу военных лётчиков, где он проявил незаурядные лётные качества. Это и предопределило его дальнейшую службу.
После окончания учёбы Григория направили в Москву. Здесь и застала его Великая Отечественная война.
В составе 283-го истребительного авиационного полка Филатов был направлен на Ленинградский фронт, на защиту города на Неве, где и началась его боевая жизнь, полная тревог и волнений.
Вражеские войска, стремясь окружить город, ползли к нему по всем дорогам. Большое преимущество противник имел и в авиации. Нашим лётчикам, в том числе и лейтенанту Филатову, приходилось летать на боевые задания по нескольку раз в день. На своих «Ишачках», как тогда называли в лётной среде истребители И-16, они поднимались на перехват «Юнкерсов» и «Хейнкелей», на штурмовку вражеских войск.
В этой неравной и трудной борьбе создавались сложные ситуации. Были и жертвы. Не раз и Филатов возвращался с боевого задания, имея множество пробоин в фюзеляже самолёта, который едва держался в воздухе. Но всё же Григорий, как и другие наши лётчики, проявляя исключительное воинское мастерство и самоотверженность, чаще добивался успехов.
В трудных оборонительных боях, когда враг блокировал город, Филатов совершил 116 боевых вылетов, из которых 36 — на штурмовку фашистских войск. После каждого такого вылета противник не досчитывался многих своих солдат и офицеров.
На фюзеляже боевой машины Филатова, особенно после того, как он пересел на истребитель Як-7, с каждым боем росло число звёздочек, свидетельствовавших о сбитых им вражеских самолётах. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими оккупантами, он был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, а позже и медалью «За оборону Ленинграда».
В начале мая 1943 года Филатов, только что получивший звание старшего лейтенанта, прибыл в 146-й авиаполк, входивший в состав 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Западного фронта. Корпус в тот период дислоцировался на севере Орловского выступа.
Фронт находился в обороне, но всё войска, в том числе и авиация, настойчиво готовились к предстоящим наступательным боям. И Филатову сразу же пришлось включиться в работу. Он заботился прежде всего о том, чтобы стрелково — пушечное авиационное вооружение было безотказным. Но это лишь одна сторона дела. Главное же, в чем видел Филатов свой долг и обязанности помощника командира полка по воздушно — стрелковой службе, это научить молодых лётчиков умелому использованию оружия в воздушном бою. С этой целью он учил их на земле и в воздухе метко поражать воздушные цели, экономно расходовать боеприпасы, бить противника наверняка. И его старания не были напрасны. В первую же декаду боевых действий на Орловском направлении лётчики полка, получившие отличную стрелковую подготовку и прочные навыки ведения огня, сбили 72 вражеских самолёта.
Наступление на Орловском направлении, как известно, началось 12 июля 1943 года, но авиация приступила к боевым действиям значительно раньше. Лётчики — истребители непрерывно вели воздушную разведку, вылетали на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрывали свои части и соединения от налётов вражеской авиации, штурмовали войска и аэродромы противника. Во всех этих заданиях участвовал и старший лейтенант Филатов, показавший себя отлично подготовленным лётчиком и тактически грамотным авиационным командиром. Он водил в бой группы самолетов и умело управлял их боевыми действиями.
Только с 5 по 17 июля 1943 года старший лейтенант Филатов произвел 12 боевых вылетов, уничтожил лично 2 вражеских самолёта и 1 — в группе.
При выполнении каждого боевого задания его всегда отличали высокое боевое мастерство, мужество и отвага. Эти качества он проявил, в частности, 12 июля 1943 года, во время вылета на прикрытие наших наступавших войск.
Каждый из участников этой группы чётко представлял свою боевую задачу. Она заключалась в том, чтобы не допустить прорыва вражеских бомбардировщиков к нашим наступавшим войскам. И потому, едва только группа взлетела и устремилась в заданный район, Филатов, как и его ведомые, начали зорко всматриваться в воздушное пространство. В яркий, солнечный день нелегко заметить в безоблачном небе самолёт. Тем не менее Филатов увидел сначала один, затем другой, третий самолёт противника. Всего оказалось 10 многоцелевых Ме-110.
Ведущий сразу же повёл свою машину вверх. Вслед за ним устремились и его боевые друзья. Несмотря на то что у противника было более чем двукратное превосходство, Филатов подал команду: «Атакуем !»
И четвёрка Як-7Б устремилась навстречу вражеским самолётам. Расстояние быстро сокращалось, но никто не сошёл с боевого курса. Филатов с первой же атаки метко поразил «Мессершмитт-110». Завязалась огненная карусель. Вскоре активность врагов заметно ослабела, и они стали выходить из боя. Победа осталась за четвёркой советских лётчиков.
На следующий день Филатов снова отличился, сбив противника с первой же атаки. Удачным был его вылет и 16 июля. Прикрывая наши войска, он со своим ведомым в районе Подлесная Слобода уничтожил ещё один вражеский самолёт.
Это лишь некоторые эпизоды из боевой биографии старшего лейтенанта Филатова. Но и они со всей убедительностью свидетельствуют о его высоком боевом мастерстве и самоотверженности в борьбе с врагом. Вот почему 23 июля 1943 года, представляя Филатова к очередной правительственной награде, командование записало в его наградном листе:
«В операциях на Калининском и Волховском фронтах по 9 сентября 1942 года произвёл 116 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 самолётов противника (5 бомбардировщиков и 4 истребителя) и 2 бомбардировщика в группе.
12 июля 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск, в составе 4 Як-7Б завязал воздушный бой с 6 Ме-110 и 4 Mе-109 противника. В этом бою сбил 1 Ме-110 лично, что подтверждено наземными частями.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко — фашистскими захватчиками, и сбитые в воздушных боях 11 самолётов противника достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
31 июля 1943 года мужественного лётчика постигла неудача. В этот день он с группой истребителей вылетел на боевое задание по прикрытию наших наземных войск. Во время патрулирования появились вражеские истребители. Филатов смело вступил с ними в бой, но вскоре получил тяжёлое ранение. Поврежден был и его самолёт. Неизвестно, как Филатову удалось посадить свою машину далеко за линией фронта. Но при ударе самолёта о землю его выбросило из кабины. Он потерял сознание и очнулся лишь под вечер. Солоноватая влага заполняла рот. Оказался выбитым глаз, была разбита челюсть. Филатов попытался было подняться на раненые ноги, но тщетно. Он снова потерял сознание. В таком состоянии его и нашли фашисты. Они перевезли Филатова в Брянский лагерь. Как только он пришёл в сознание и увидел, где находится, решил: «Надо бежать !»
11 августа немцы стали поспешно загонять людей в старые товарные вагоны, эвакуировать лагерь.
«Это единственный шанс бежать», — подумал Филатов и, когда поезд тронулся, поделился своими мыслями с товарищами по несчастью. Они единодушно поддержали его предложение. Но как осуществить побег, когда на крыше вагона сидит часовой, а запор на двери скручен железной проволокой Одни предлагали оторвать доску в полу вагона и падать на полотно железной дороги между колёсными парами, другие — проделать щель в стене и попробовать снять проволоку с запора двери. Но все эти варианты, как опасные и трудновыполнимые, были отвергнуты. Тогда решено было расширить отверстие в углу вагона, чтобы обеспечить выход на сцепку вагонов. Нелегко было одним только ножом, чудом сохранившимся у Филатова, проделывать лаз, через который смог бы пролезть человек. И когда поезд был уже на подходе к Смоленску, Филатов, а вслед за ним и остальные 27 человек воспользовались подготовленным лазом и на полном ходу поезда оставили вагон.
Трое суток раненый и голодный Филатов вместе с двумя товарищами бродил по смоленским лесам и болотам, пока не вышел на наших людей. Они накормили их, перевязали Филатову раны и помогли связаться с партизанами.
Месяц Филатов находился в партизанском отряде и участвовал в его боевых действиях: громил мелкие вражеские гарнизоны, нападал на обозы, устраивал диверсии на дорогах. А когда фронт приблизился, было решено перейти его линию всем отрядом и влиться в ряды советских воинов, продолжать борьбу с оккупантами.
Соблюдая все предосторожности, в один из дней только что наступившей осени отряд вышел на боевое охранение нашей воинской части.
— Стой ! Кто идёт — раздался голос солдата.
— Браток, веди нас в штаб, там разберутся, кто мы, — с радостью ответили партизаны.
А потом, пока шла проверка, выяснялись обстоятельства, как попал в плен, как удалось бежать, где находился более месяца, Филатов узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза c вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3518).
О его возвращении из «числа погибших», значившихся в списках части, было сообщено командованию. Филатов снова оказался среди боевых друзей своего полка, ставшего к тому времени 115-м Гвардейским.
Лётчику — истребителю, оставшемуся с одним глазом, казалось, что дорога в небо для него закрыта. Но у командира авиационного корпуса А. С. Благовещенского на этот счёт было особое мнение. Зная характер и лётные качества Филатова, он решительно заявил ему:
— Летать ты будешь !
Лётчик с таким недугом, как у Филатова, в истребительной авиации — явление исключительное. Старший лейтенант совершил поистине подвиг. Он преодолел все трудности и встал в строй боевых авиаторов, летал на различные задания, успешно выполняя свои обязанности помощника командира полка по воздушно — стрелковой службе.
В 1944 году ему присвоили звание Гвардии капитана. Он был назначен на должность помощника командира 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.
Войну Герой Советского Союза Г. И. Филатов закончил в небе под Прагой. На его боевом счету к тому времени значилось 136 боевых вылетов и 21 сбитый самолёт противника (16 лично и 5 в группе с товарищами).
В 1946 году Григорий Иванович уволился из рядов Советской Армии по болезни. Но с авиацией не порывал связи. Жил в Москве. Много лет проработал на авиационных заводах и в КБ известных советских конструкторов самолётов. Скончался 23 марта 2000 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище.

.