Ёптель

это не вероятно, но факт!

Мотив без слов, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Мотив без слов, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 1900г. Акварель. Пастель, бумага на картоне. Размер: 46×58 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва В картине вопреки названию не

1900г. Акварель. Пастель, бумага на картоне. Размер: 46×58 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В картине вопреки названию не обошлось все же без некой повествовательности: скованная поза героя и удрученный поворот головы героини свидетельствуют о неудачном объяснении в любви. Работу можно привязать к биографии самого художника: перед поездкой во Францию он сделал первое предложение Елене Александровой и получил отказ. (В 1902 году художница Елена Александрова, с которой Борисов-Мусатов учился в МУЖВиЗ, стала его невестой, а затем и женой. В 1904 году у них родилась дочь Марианна, которая в будущем тоже стала художницей).
Вот трактовка картины Гофман.
«Грустно-лирическое настроение сцены неудачного объяснения в любви в Мотиве без слов Борисов-Мусатов хочет выразить не столько психологическими, сколько живописно-пластическими средствами нюансами цвета, переливающегося нежными оттенками в луче заходящего солнца, проникшего в комнату, постепенным развитием одного пластического мотива мягкого овала Создавая изображение на основе музыкальных принципов, Борисов-Мусатов добивается таким образом обобщения, эмоционального единства, стремится преодолеть повествовательность живописи».
Здесь все неверно. «Сцена неудачного объяснения в любви» Молодой человек это сам художник, рисующий сидящую против него девушку. В его правой кисти толстый карандаш. Он весь устремлен к девушке: колени вперед, верхняя часть туловища тоже подалась вперед, глаза устремлены на лист бумаги на столе. Девушка: колени направлены на художника, как и белая туфелька, выглядывающая из-под платья. Руки с белым цветком лежат покойно на коленях и вытянуты налево, на художника. Лицо повернуто к нам, щекой к юноше, и она как бы подставляет ее. Тело тоже заметно подалось влево. Высокое кресло художника, диван, округлое кресло девушки образуют замкнутый овал. Правая ножка стола повторяет профиль ноги девушки, левая ножка стола повторяет изгиб ноги юноши. Крышка стола объединяет ножки в единое целое. Синие птички на стене летят от девушки к юноше это ее мысли. Светлые пятна на мебели многократно повторяют основной мотив: он и она. Все расположены у стены большой округлой пустынной залы: молодые единственные ее персонажи и светлая зала существует для них. На стенах три темные картины, а на диване за девушкой светлая.

.