Нахи, вайнахи и чеченцы.

 

Нахи, вайнахи и чеченцы. Термин «нах» относится к чеченцам, ингушам, кистинцам и цова тушинам* которые говорят на языках нахской ветви Северо Кавказских языков и имеют общее происхождение и

Термин «нах» относится к чеченцам, ингушам, кистинцам и цова тушинам* которые говорят на языках нахской ветви Северо Кавказских языков и имеют общее происхождение и культуру.
Малхи в своём исследовании, основываясь на нескольких источниках, полагал, что нахи лишь одно из многих чеченских племён.
Кроме того, нахами именуют древних предков чеченцев, чтобы отличать их от других северо-кавказцев, а более конкретно тех предков чеченцев, кто жил во временной период начиная с середины I тысячелетия до нашей эры, когда они впервые упоминаются как «нахос» в исторических хрониках, и вплоть до раннего средневековья, когда северо-кавказские вайнахи появляются на исторической сцене как отдельный народ.
В настоящее время вайнахами называют чеченцев и родственных им ингушей и кистинцев. Также этот термин применяют к средневековым чеченцам, до времён обособления чеченцев и ингушей как отдельных народов.
По одной из версий обособление ингушей от основной массы чеченского народа началось в XVII и завершилось в первой половине XIX века.
Чеченский историк Ахмадов (2002 год) полагал, что ингуши выделились из общевайнахской общности в первой половине XVIII века.
Согласно третьей гипотезе отдельная ингушская народность оформилась в конце XIX, начале XX века.
Первые две гипотезы кажутся более правдоподобными, учитывая тот факт, что ингуши приняли коллективное решение сохранять нейтралитет в Русско кавказской войне. Данный факт подчёркивает их особость уже в те времена.
Также, два самых ранних упоминания ингушей в русских источниках, а именно в работах И. Штелина и И. Гиорги (I.Shtelina , I.Georgi) — 1770 и 1776 года соответственно.
Тем не менее этнические обозначения оставались нечеткими вплоть до самого начала двадцатого века.
В большинстве русских документов, относящихся к XVIII веку этноним «чеченцы» применяется как к чеченцам, так и к ингушам.
В 1870 году ингушский писатель Чах Ахриев озаглавил свою работу, посвящённую ингушскому эпосу «Из чеченских сказаний».
Перепись в Российской империи 1897 года фиксирует ингушей как одно из чеченских племён.
Многочисленные безуспешные попытки восстановить национальное единство было предприняты чеченскими и ингушскими интеллектуалами в начале 20 х годов XX века.
Хотя в 1930-х годах использовался общий термин «вайнах», в то же самое время, когда, как это ни парадоксально, подчеркивалась особая идентичность ингушей, номинальное разделение было институционализировано, что привело к дальнейшему углублению разделения между двумя «нациями».
В настоящее время можно с полным основанием говорить о двух национальностях в современном смысле этого слова, при том, что последняя глава об их взаимоотношениях еще не написана.
Существует также ощутимое различие, в основном в некоторых культурных аспектах и в отношении к России, между равнинными и горными чеченцами, но оно не так ярко не выражено и является в основном результатом некоего макиавеллиевского принципа.

 

Источник


Добавить комментарий