Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Пейзаж с замком» (Парк и замок Стен), Питер Пауль Рубенс

 

«Пейзаж с замком» (Парк и замок Стен), Питер Пауль Рубенс 1635г.. Дерево, масло. Размер: 52,7х97 см. Музей истории искусств, Вена Мастерство Рубенса-пейзажиста будет оценено лишь в начале XIX

1635г.. Дерево, масло. Размер: 52,7х97 см. Музей истории искусств, Вена
Мастерство Рубенса-пейзажиста будет оценено лишь в начале XIX века, когда его картины природы признают достойным для подражания образцом и станут копировать многие европейские художники. В частности, англичанин Джон Констебл, который назвал Рубенса «отцом современного пейзажа.
Так и картина «Пейзаж с замком» по своим художественным достоинствам принадлежит к изумительным пейзажам Рубенса.
Независимо от того, какие темы поднимает в своих произведениях Рубенс мифологические ли, религиозные или исторические, пишет ли он жанровые сцены или представляет аллегории, самым излюбленным его мотивом является человек. Вот почему в течение многих лет, получая заказы на пейзажи, он поручал их исполнение кому-нибудь из своих учеников. Той же участи удостаивались и натюрморты.
Лишь в конце жизни мастер немного меняет свое отношение к традиционно «безлюдным» жанрам. И если «мертвую натуру» он не приемлет по-прежнему (специалисты утверждают, что автором натюрморта с картины «Крестьянская свадьба» является ученик или помощник мастера), то пейзаж представляет для него определенный интерес. Рубенс охотно изображает картины природы как с фигурами людей, так и без них, и вышло так, что последний период его творчества можно условно назвать «пленэрным».
Подобное изменение художественных предпочтений было связано с переменами в личной жизни мастера. Женитьба в 1630 году на шестнадцатилетней Елене Фоурмен стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Рубенс приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда еще одно название этого периода «стеновский»).
Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, художник наконец целиком отдается творчеству. Живописные окрестности замка стали для его детей местом ежедневных прогулок, а для него самого неисчерпаемым источником мотивов.
Один из приятелей художника вспоминал: «Хотя Рубенс и любил приезжать сюда с семьей, но все же ему больше нравилось оставаться здесь одному и писать эти холмы и низины, леса и поля в любое время суток и в любую погоду, не тревожась ни о чем и ни на что не отвлекаясь. Разве это не счастье для обремененного семейными заботами творца»
Старательно работая над пейзажами на пленэре, в домашней мастерской художник давал волю своей фантазии. Ярким подтверждением может служить представленная здесь картина под условным названием «Пейзаж с замком», на заднем плане которой мы видим вполне реальную картину природы, а на переднем вымышленную жанровую сцену, исполненную, как говорится, по всем законам этого жанра. Здесь и острая характерность персонажей, и мощная экспрессия, и оживленное движение…

.