Ёптель

это не вероятно, но факт!

Самый грозный «Утёнок» в мире

Самый грозный «Утёнок» в мире Уникальный самолёт, пришедший заменить собой «Ядерный чемоданчик»*. Потомок легендарного Су-27, бронированный лучше штурмовика Су-25, способный победить практически

Уникальный самолёт, пришедший заменить собой «Ядерный чемоданчик»*. Потомок легендарного Су-27, бронированный лучше штурмовика Су-25, способный победить практически любой истребитель в воздушном бою, он может свести с ума аппаратуру противника и «положить» бомбу в бункер противника находясь высоко над облаками. Всё это – Су-34, российский фронтовой бомбардировщик с истребительными генами.
Су-34 стал воплощением новой, на момент своего создания, концепции универсального самолёта, который должен был объединить в себе высокие скорость и маневренность с большими дальностью и нагрузкой без ущерба для этих, тогда взаимоисключающих, составляющих. За реализацию идеи взялись конструкторы ОКБ Сухого, уже имевшие опыт создания истребителей-бомбардировщиков и незадолго до этого сдавшие в серию Су-27. Последний и послужил основой для нового универсала. Параллельно шла разработка радиоэлектронного оборудования и вооружения для самолёта.
В то время в ОКБ Сухого велись работы над палубной учебно-тренировочной модификацией двадцать седьмого. Эта модификация имела рядное, а не тандемное расположение обоих пилотов. Подобная схема уже использовалась на Су-24, поэтому конструкторы посчитали, что такая компоновка более универсальна и имеет больший потенциал для расширения спектра вариантов применения нового самолёта.
В итоге, после нескольких лет разработки, появился первый лётный экземпляр. За эти годы инженеры просчитали и внесли в конструкцию Су-27 множество изменений, среди которых полностью новые кабина, фонарь и носовая часть, усиленная передняя стойка шасси, ставшая заодно и лесенкой в кабину для пилотов, обновленные аэродинамика и воздухозаборники. Заодно увеличили количество точек подвески. Первый лётный представлял собой переоборудованный серийный Су-27УБ, для которого специально изготовили новую носовую часть с бронированной кабиной. Кстати, необычная форма носа, плавно и гармонично переходящего в переднее горизонтальное оперение, продиктована именно новой кабиной.
Первый полёт состоялся 13 апреля 1990-го, а сами лётные испытания и доработки длились 2 года. Тогда самолёт назывался Су-27ИБ, а благодаря фотографии с имитацией захода на посадку авианосца западные спецслужбы до 1992 года были уверенны, что это просто новый учебный палубник.
Годы для «рождения» нового самолёта выдались не самые удачные, что сильно повлияло на сроки принятия на вооружение. Не помогла и наглядная публичная демонстрация Ельцину и другим лидерам бывших советских республик в 1992 году. Тогда же были сделаны снимки с полным вооружением: истинное предназначение «Утёнка» перестало быть тайной.
Первый предсерийный образец взлетел в 1993 году и назывался уже Су-34. Этот образец был способен выполнять боевые задачи в любую погоду днём и ночью, имел на борту передовое радиоэлектронное оборудование, позволявшее видеть даже малоразмерные и даже подводные цели, уничтожать их с высокой точностью, причём в условиях активной работы средств РЭБ противника.
Лётные испытания и доработки продолжались. В итоге получился «умный» самолёт, бортовой интеллект которого позволяет летать с огибанием местности на сверхмалых высотах, автоматически контролирует физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку, автоматически выводит из штопора, позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа на малых высотах при скорости 1350 км/ч.
Посетив один из отборочных этапов «Авиадартса» автор, давно привыкший наблюдать высший пилотаж, выполняемый как на Су-27, так и его потомках Су-30СМ и Су-35, завороженно и удивлённо наблюдал, как фронтовой бомбардировщик Су-34 крутит воздушные кульбиты над одним из полигонов ЮВО. Пилот, успешно выполнивший задачу и поразивший все цели, то ли решил отпраздновать результат, то ли просто получить удовольствие от возможностей могучей машины, устроил небольшое авиашоу на малой высоте, на радость случайным зрителям. Именно тогда автор, примерно через час наблюдавший учебный воздушный бой двух Су-27 в высоком и чистом кубанском небе, уже далеко не на малой высоте, а, скорее, на грани возможностей длиннофокусной оптики фотоаппарата, осознал, как много в Су-34 осталось от его предка-истребителя.
При этом сам самолёт выполнен с применением титановой брони (бронирование кабины и важных узлов, в дополнение к защите, заложенной в Су-27, обеспечивает очень высокую живучесть самолёта) и композитных материалов, с применением стелс-технологий. Благодаря последним он намного менее заметен на радарах, чем его «коллега» F15T или фронтовые бомбардировщики предыдущего поколения. Однако, хоть он не столь заметен, как иные самолёты 4 поколения, больше его выдает работа мощной РЛС. Поскольку без РЛС самолёт не сможет реализовать большинство своих возможностей, «Утёнка» снабдили средствами РЭБ, успешно обманывающими средства ПВО и сводящими с ума головки ракет противника.
Су-34 способен применять всю номенклатуру бомбового и ракетного вооружения, которую только способен поднять в воздух, в том числе и с ядерной боевой частью. Оснащён и традиционной для семейства Су-27 тридцатимиллиметровой пушкой.
Построенный, как и Су-27, по интегральной схеме, тридцать четвертый имеет более мощные двигатели, более совершенную аэродинамику и измененную конструкцию, что позволило ему иметь прекрасные взлётно-посадочные характеристики и нести заметно больше вооружения и топлива. Боевая нагрузка Су-34 заметно превзошла таковую и на Су-24: «Утёнок» способен нести до 8 тонн бомб и ракет, а внутренних запасов топлива хватает на 4500 километров. При необходимости, ценной снижения боевого радиуса, на самолёт можно навесить до 12 тонн оружия.
В кабине созданы комфортные, насколько это возможно. Условия для экипажа. Имеется даже туалет и микроволновка, что на самом деле важно для бомбардировщика, который благодаря дозаправке может находиться в воздухе пока хватает выносливости пилотов. Есть место для сна, а управление продублировано для обоих членов экипажа. Специально для Су-34 доработали и катапультные кресла, добавив в них массажеры.
Первые серийные машины стали поступать в войска в 2016 году, хотя боевое крещение самолёт прошел в 2008, во время конфликта в Грузии. Тогда пара Су-34 ставили помехи и работали против средств ПВО. Нынче прекрасно показывает себя в Сирии. На вооружении ВКС РФ стоит более сотни «Утят», активно заменяющих устаревшие Су-24. Ну а поскольку прогресс не стоит на месте, то «Утёнка», как и другие наши самолёты, модернизируют. Обновлённые возможности фронтового бомбардировщика позволяют тому ещё лучше видеть цели, на земле и на воде, определять их характеристики и точные координаты, что повышает возможности для успешного поражения супостата. Добавьте к этому автоматический обмен информацией с наземными силами, возможность для ведения оптико-электронной, радиолокационной и радиотехнической разведки… Вот и получается, что Су-34 готов к ведению сетецентрической войны и будет оставаться современным и актуальным ещё долгие годы.
Грозный. Красивый. Наш.
*Одно из прозвищ Су-24

.