Компания Lockheed Martin уже достала и летчиков, и чиновников Пентагона
Министерство обороны США в 2022 году не будет закупать у компании «Локхид Мартин» истребители пятого поколения F-35. Эту сенсационную новость опубликовало американское издание Defense News. И это очень похоже на крах грандиозного проекта по вооружению ВВС стран, входящих в НАТО, «лучшими в мире и дешевыми истребителями».
На самом раннем этапе, когда еще не было даже рабочей документации на опытные образцы, была развязана столь грандиозная реклама «журавля в небе», что это привело к валу контрактов как в самих Штатах, так и в Европе, Азии и Австралии, на самолет, который существовал только в эскизных набросках. И в конце концов количество заявок на «лучший истребитель» достигло трех с половиной тысяч.
При этом «Локхид Мартин» поступила предельно хитро, буквально закабалив целый ряд перспективных заказчиков. Чтобы они не смогли изменить своего решения и отказаться от закупок, их сделали «партнерами». То есть они проинвестировали разработку F-35, вложив очень серьезные деньги.
Также «партнерам» была оказана честь производить в своих странах на заводах авиапрома какие-то элементы самолета — крылья, кили, остекление и прочее, что не обладает большим интеллектуальным весом. То есть программное обеспечение и по большей части авионика — американские. Поскольку США не выдает «партнерам» военно-технические секреты.
Пентагону на то, чтобы понять, что «король голый», то есть F-35 — плохой самолет, понадобилось почти 10 лет. Истребитель совершил первый полет в 2006 году. А его опытная эксплуатация в Корпусе морской пехоты (КМП) началась в 2012 году. С тех пор огрехи, ошибки проектирования и чудовищные несуразности, не позволяющие использовать самолет в боевых условиях, сыплются как из рога изобилия. И некоторые из них столь серьезны, что их исправление невозможно.
Обзор «достоинств» F-35 начнем с того, что он имеет плохие летные характеристики в части маневренности. Но при этом «Локхид Мартин» уверяет, что для самолетов пятого поколения маневренность не имеет никакого значении. Дескать, он может потихоньку, не торопясь, внедряться в зону ПВО противника, будучи не заметным, и наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям.
Однако этого критерия для «пятерочников» не существовало, когда разрабатывался F-22, обладающий достаточно высокой маневренностью.
В это непросто поверить, но истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, применяющийся на универсальных десантных кораблях КМП, по сути, дозвуковой. В результате эксплуатации этого самолета выяснилось, что при комплексном воздействии агрессивной морской среды и сверхзвуковых скоростей интенсивно разрушается радиопоглощающее покрытие, которое в значительной степени делает самолет малозаметным. И конструкторы ничего с этим поделать не в состоянии. В результате отчаянных проб и попыток решить проблему было составлено летное ограничение, которое летчики должны исполнять неукоснительно. Разрешено выдерживать сверхзвуковую скорость не более 80 секунд.
Эти проблемы менее выражены у F-35С для авианосцев. Но они тоже существуют, что приводит к преждевременному изнашиванию не только покрытия, но и элементов фюзеляжа. И это требует внеплановых ремонтов в заводских условиях.
Самолет не способен летать в грозу из-за серьезных проблем со статическим электричеством. Этому, в частности, должна противостоять система OBIGGS, нагнетающая инертный газ в баки на место вырабатываемого топлива для предотвращения взрыва. Но она работает крайне неустойчиво. Из-за этой «особенности» в прошлом году во избежание потери двух F-35А от взрыва топлива их не решились поднимать в небо во время маневров для сопровождения бомбардировщика В-52. То есть самолет получился не всепогодным.
Автоматическая пушка калибра 25 мм плохо подходит для стрельбы. Во-первых, у нее низкая точность. Что никак не может устроить летчика ни в воздушном бою, ни в обстреле наземных целей при выполнении штурмовых задач. Во-вторых, при стрельбе самолет, пусть и не слишком значительно, но уводит в сторону от направления полета.
Летчики постоянно жалуются на несовершенство различных систем, что отвлекает от решения основных боевых задач. Так, например, масса нареканий по нашлемной индикации. Слишком резкий старт у самолета с вертикальным взлетом, из-за чего пилоты порой бьются шлемами о фонарь.
Ну, а ошибки программирования — это особая статься. «Локхид Мартин» заявляет, что летчику помогает работать высокоразвитый машинный интеллект. Но порой он бывает смерти подобен. Так два года назад F-35, у которого были абсолютно исправны все системы, упал в море. Он принадлежал ВВС Японии. Ни летчика, ни самолет найти не удалось. При анализе инцидента пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стал выход системы управления из-под контроля летчика.
И таких программных ошибок, выявленных, два года назад насчитывалось больше девятисот. Сейчас их семьсот с лишним. То есть процесс исправления ошибок идет, но он слишком медленный, если учесть, что F-35 совершает полеты уже 15 лет.
Так же, как и стелс-покрытие, облетают с F-35 и самые разнообразные функции, которыми он якобы обладает. В самом начале проекта было заявлено, что самолет может быть истребителем, фронтовым бомбардировщиком, оснащенным даже тактической ядерной бомбой В61, перехватчиком, разведчиком, штурмовиком, самолетом Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Но околозвуковой самолет, который способен совершать лишь короткие ускорения до 1,5 М, никак не может быть перехватчиком.
Не может быть он и штурмовиком, поскольку при неизбежном снижении над полем боя становится заметным не только для РЛС, но и для визуального наблюдения. Не обладает и повышенной живучестью, которая присуща российскому Су-25 и американскому А-10 «Бородавочнику».
Для бомбардировщика у него недостаточен объем внутренних отсеков. В них размещаются лишь 4 ракеты «воздух-поверхность». Ну а бомб, как свободнопадающих, так и планирующих, размещается больше, но их использование снижает точность удара по наземным целям.
Оставляет желать лучшего и комплекс радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239, без чего невозможен ни один современный истребитель. Израильские конструкторы перед покупкой F-35, изучили документацию, и пришли к выводу, что американский комплекс не в состоянии обеспечить защиту самолету, а также эффективно воздействовать на электронные системы противника. Поэтому они разработали собственный комплекс РЭБ и начали устанавливать его на самолеты F-35I.
И, наконец, была выявлена полная неспособность F-35 работать в качестве самолета СПРН. Собственно, никто и собирался делать его таковым. Потому что у США вполне достаточно куда более мощных средств — стационарных радаров и разведывательных спутников, — оповещающих о том, что в какой-либо точке Земного шара произведен пуск баллистической ракеты. Это свойство самолета выдумали исключительно для того, чтобы показать его повышенную универсальность и всемогущество. Чем большие деньги стоят на кону, тем больше приходится жульничать.
Также Пентагон уже почти год требует радикального снижения стоимости эксплуатации F-35. Сейчас час полета обходится приблизительно в 50 тыс. долларов.
Однако эта цифра не уменьшается, а постоянно возрастает. Что связано с частыми поломками целого ряда узлов.
Издание Defense News сообщает, что деньги, планировавшиеся на закупку F-35, будут потрачены на приобретение истребителя-бомбардировщика F-15EX, который по всем характеристикам, кроме малозаметности, превосходит стелс-истребитель.
Но американцы не намерены полностью отказываться от F-35. Он для них все равно что чемодан без ручки. Они хотят подождать до середины этого десятилетия, когда должна появиться четвертая модификация скандального истребителя.
Правда, утвердить это решение должен Конгресс США. Но у конгрессменов накопилось большое раздражение на этот самолет, который долгие годы выкачивает из бюджета громадные деньги.