Для России ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М имеет особое значение: разработка самолетов серии Ту-160 и корпусных платформ была начата еще в советское время, тогда же была завершена значительная часть работ по строительству корпусной платформы. Большинство современных российских Ту-160М были модернизированы и переоборудованы на базе старой платформы.
После распада Советского Союза Россия утратила производственные мощности Ту-160. Хотя основной завод по производству двигателей для данного самолета расположен в российском городе Казань, множество научно-исследовательских и производственных предприятий ключевых подсистем и компонентов бомбардировщика находятся на Украине и в других странах, поэтому больше не принадлежат России.
Например, пневматический привод был разработан и произведен на Украине. Однако после распада СССР предприятия в цепочке поставок компонентов Ту-160 одно за другим прекратили производство, сменили специализацию или вообще закрылись под влиянием экономической ситуации и межгосударственных отношений. Без поддержки этих предприятий невозможно было реализовать даже базовые возможности управления полетом самолета.
Поэтому, как и в случае с проектом Ил-76, при производстве и модернизации нового Ту-160 также необходимо было создать производственные мощности и вспомогательную инфраструктуру в России. Однако, по сравнению с Ил-76, Ту-160 является сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком с крылом изменяемой стреловидности, обладающим более сложной конструкцией и совершенным бортовым оборудованием, поэтому для его производства требуется более сложная инфраструктура.
Ввиду этого, техническое обслуживание и модернизация существующей платформы бомбардировщика, замена устаревших и восполнение отсутствующих подсистем и компонентов оборудования, а также создание и развитие соответствующих предприятий стали основными задачами России для достижения цели восстановления производственных мощностей Ту-160 за последние 20 лет.
С другой стороны, эти задачи также были срочно необходимы России для поддержания реальной боевой мощи состоящих на вооружении боевых машин. Хотя проект Ту-160 был запущен в 1960-х годах, серийное производство и поставка самолетов армии произошли только к концу 1980-х годов.
Даже во время распада Советского Союза уже существовало множество проблем, связанных с проектированием и производством бомбардировщика, а по производительности бортового оборудования (особенно систем связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, комплексной обработки задач) Россия серьезно отставала от других стран, производящих передовые боевые самолеты того времени.
Ввиду наличия всех этих факторов Ту-160 долгое время находился на стадии испытаний. В этом состоянии «испытаний и модернизации» самолет пребывал не только до распада Советского Союза, но и вплоть до 2005 года, когда Владимир Путин официально издал указ, предписывающий оснастить российские военно-воздушные силы стратегическими бомбардировщиками.
Однако это не означало, что к тому времени были решены все конструктивные проблемы, и завершена модернизация самолетов серии Ту-160.
С 2005 года осуществлялось непрерывное совершенствование бомбардировщика. Более того, учитывая внутреннюю ситуацию в России и международную обстановку в то время, в особенности вторую чеченскую войну, произошло по-настоящему редкое явление в истории мировой авиации. Президент России Владимир Путин лично принял участие в совершении полета на сверхзвуковой скорости и больших высотах, а также запуска ракеты, дозаправки в воздухе, проникновения на малой высоте и других испытаний.
Можно сказать, что в 2005 году Ту-160 не находился в идеальном состоянии. Громкое объявление президента об оснащении военно-воздушных сил стратегическими бомбардировщиками было сделано скорее с целью демонстрации сильной политической воли.
Согласно данным, опубликованным позже, поступление на вооружение «модернизированного» Ту-160, произошло в июле 2006 года, однако эта модернизация была довольно ограниченной. Хотя самолет мог удовлетворить потребности военных действий с применением обычного оружия, цель усовершенствования всего бортового оборудования, поставленная ранее, все же не была достигнута.
В ходе модернизации, осуществляемой после 2005 года, было проведено техническое обслуживание конструкции самолета, что продлило срок его службы, а также было уделено внимание обновлению наиболее необходимых систем связи и навигации.
В 2014 году был совершен первый полет Ту-160М с обновленным радаром и бортовым электронным оборудованием, но на тот момент были выполнены не все задачи, поставленные в рамках плана первого этапа модернизации самолета.
В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу официально объявил о том, что производство стратегического бомбардировщика будет возобновлено, и планируется выпустить не менее 50 совершенно новых единиц. Следует отметить, что план производства нового Ту-160 не противоречил плану разработки стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА. Эти две боевые машины находятся в параллельных и взаимодополняющих отношениях — самолеты серии Ту-160М будут основной опорой российских военно-воздушных сил до того момента, как будет завершено массовое поступление на вооружение бомбардировщиков ПАК ДА.
16 ноября 2017 года было возобновлено производство самолетов серии Ту-160, что стало важным событием для российской авиации. Средства массовой информации опубликовали данные о том, что бомбардировщик будет построен на базе незаконченного фюзеляжа советской эпохи. Это означало, что большая часть ключевых технологий и вспомогательных мощностей для производства бортового оборудования самолета были восстановлены, и Россия вскоре получит полный комплект производственных мощностей для создания нового Ту-160.
Вскоре после этого, в 2019 году, было запущено производство абсолютно нового Ту-160М — стратегического ракетоносца-бомбардировщика, упомянутого в начале статьи, испытания в виде пробежки по взлетно-посадочной полосе которого, как ожидается, будут завершены в этом месяце.
Ту-160 является традиционным стратегическим бомбардировщиком, его летно-технические характеристики и потенциальный предел конструкции относительно ясны. Новый самолет Ту-160М примечателен тем, что успешно прошел производственные и эксплуатационные испытания, а это означает, что потенциал России в области разработки стратегических бомбардировщиков по большей части был восстановлен. Это, несомненно, хорошая новость для будущих исследований и разработок бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА.