Ёптель

это не вероятно, но факт!

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция
С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» — скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт. 1503-1513), одного из самых требовательных, но и щедрых меценатов, человека непомерных амбиций, папы при котором было начато строительство беспрецедентного по масштабам собора св.Петра, где Микеланджело должен был построить величественную гробницу украшенную полусотней статуй, в которой почиет Юлий; завершены Микеланджело и открыты для обозрения фрески плафона Сикстинской капеллы, часовни св. Сикста, покровителя рода Ровере; расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х ( понт. 1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного.
Общий замысел аллегории Микеланджеловской капеллы Медичи дополняют статуи, лежащие на покатых крышках саркофагов в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них фигуры-символы быстротекущего времени, говорящие о тягостном бремени жизни:
На саркофаге Лоренцо —
— «Утро» (1531 г.),
— «Вечер» (1531 г.),
на саркофаге Джулиано —
— «День»(1532-1534 г.),
— «Ночь» (1532-1534 г.).
Эти обнаженные мужские и женские фигуры идеальных пропорций и форм — олицетворение неумолимо текущего времени. Эти могучие тела, бессмертные символы человеческой скорби, одолевает тягостная истома, они словно отравлены. Медленное, неохотное пробуждение, тревожно-безрадостное бодрствование, засыпание, цепенящее члены, и сон – тяжелый, но все же приносящий забвение.
Вместе с фигурами Лоренцо и Джулиано они составляют правильные, заключающиеся в воображаемый треугольник, устойчивые композиции. Отсюда и прочность местонахождения каждой фигуры. Вместе с тем при всей рассчитанности построения каждая из фигур полна естественности и красоты. Но за героической красотой в аллегориях времен суток есть ощущение глубокого беспокойства и напряжения, скорби и тревоги, выраженных и в позах, и в лицах статуй.
Среди них особенно прекрасна «Ночь», в образе женщины, которая спит, опираясь локтем на согнутую ногу и поддерживая рукой низко опущенную голову, — самая пластически выразительная и прекрасная из четырех статуй. Чем-то неуловимым она напоминает охваченную смутными предчувствиями Еву из росписей Сикстинской капеллы. Мучительно тревожны ее сны — на это намекает трагическая маска под рукой «Ночи».
Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям. Наиболее известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»
Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою — Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди — она заговорит.
Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить. (Перевод Ф.И. Тютчева)
Архитектурно- пластическое решение гробницы было продиктовано небольшими размерами капеллы, образующей в плане квадрат со стороной 11 метров. Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно, и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц.

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

Гробница Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», Микеланджело Буонарроти 1524—1534 гг. Мрамор. Капелла Медичи, Флоренция С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших

.