Ёптель

это не вероятно, но факт!

«Мастерская художника», Ян Вермеер

«Мастерская художника», Ян Вермеер 1666-1668гг. Холст, масло. Размер: 120 × 100 см. Музей истории искусств, ВенаНазвание, данное этой картине автором, неизвестно, но полагают, что произведение

1666-1668гг. Холст, масло. Размер: 120 × 100 см. Музей истории искусств, Вена
Название, данное этой картине автором, неизвестно, но полагают, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. В описи имущества Вермеера, составленной его вдовой Катариной Болнес в 1676 г., картина была названа «De schilderunst» («Искусство живописи»), Музейное название: «Мастерская художника». Иногда используется название «Художник и модель»
Занавес, отдёрнутый на переднем плане, как бы говорит о постановочности сцены, а маска на столе, добавляет театральности. В образе художника Вермеер изобразил себя, модель же представляет образ музы Клио, с лавровым венком на голове (символом победы), трубой (символом славы) и томом Фукидида в руках. Автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Это соответствует принятым в те времена представлениям об исторической живописи как высшей ступени искусства.
Картина была создана Вермеером для украшения своей мастерской и настолько высоко ценилась художником, что он не расставался с нею до самой смерти, несмотря на бремя долгов. Известно о предсмертной воле художника сохранить картину в семье. Во избежание продажи полотна кредиторам вдова отказала картину матери, что было оспорено душеприказчиком Вермеера Антони ван Левенгуком, и в 1677 г. на аукционной распродаже в Делфте перестала быть собственностью семьи.
Новым владельцем произведения стал Картину приобрел коллекционер из Делфта Якоб Абрамс Диссюс. В дальнейшем картина принадлежала Герарду ван Свитену, затем перешла к его сыну, голландскому дипломату барону Готфриду ван Свитену (17331803). К этому времени сведения об авторстве Вермеера, малоизвестного в ту пору, были утрачены, и картину выдавали за работу Питера де Хоха, подделав его подпись. После смерти ван Свитена, в 1813 г. полотно Вермеера (как произведение Питера де Хоха) приобрёл богемский граф Иоганн Рудольф Чернин, и впоследствии оно стало публично экспонироваться в картинной галерее венского дворца графов Черниных.
В 1860 г. директор Берлинской королевской картинной галереи Г. Ф. Вааген выявил авторство Вермеера. В 1930-х картиной совместно владели граф Евгений Чернин (18921955) и его племянник Яромир Чернин (19081966). С предложением о приобретении картины к ним обращался американский миллионер Эндрю Меллон, но законодательство Австрии не позволяло получить разрешение на вывоз национального достояния из страны Однако после Аншлюса правовая ситуация изменилась, интерес к шедевру Вермеера проявил известный любитель живописи, Геринг, а затем Чернины продали картину самому Гитлеру. Картина была приобретена в октябре 1940 г. для запланированного Музея фюрера в Линце.
Зимой 1943/1944 произведение Вермеера вместе с другими особо ценными предметами искусства было помещено в безопасное место в туннелях соляных шахт близ Альтаусзе. Весной 1945 г. американское командование передало «коллекцию Гитлера» в Мюнхенский сборный пункт культурных ценностей, и в 1946 г. картина Вермеера была отдана австрийским властям в Венский музей истории искусств. В послевоенные годы Яромир Чернин предпринимал неоднократные попытки вернуть картину в свою собственность, поэтому лишь в 1958 г. полотно Вермеера было окончательно переведено из временного статуса в постоянную коллекцию музея.
Вермеер — признанный мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом он считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Художник уделял особое внимание лирическому настрою изображаемых сцен, душевному состоянию персонажей. Он тонко использовал естественное освещение, словно преображающее его интерьеры, раскрывал поэзию повседневного домашнего бытия.

«Мастерская художника», Ян Вермеер 1666-1668гг. Холст, масло. Размер: 120 × 100 см. Музей истории искусств, ВенаНазвание, данное этой картине автором, неизвестно, но полагают, что произведение

«Мастерская художника», Ян Вермеер 1666-1668гг. Холст, масло. Размер: 120 × 100 см. Музей истории искусств, ВенаНазвание, данное этой картине автором, неизвестно, но полагают, что произведение

«Мастерская художника», Ян Вермеер 1666-1668гг. Холст, масло. Размер: 120 × 100 см. Музей истории искусств, ВенаНазвание, данное этой картине автором, неизвестно, но полагают, что произведение

.